Елена Бондаренко, генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей: «Обучение дает возможность остановиться, чтобы ускориться»
На базовом уровне в основе экосистемы программ для предпринимателей лежит схема жизненного цикла бизнеса. Поэтому в линейке Школы управления СКОЛКОВО есть программы и рассчитанные на фазу старта, и актуальные в момент перехода, когда начинается трансформационная волна.

При этом сутевым основанием каждого кластера программ является трансформационный переход, который фиксирует развитие предпринимательского мышления и деятельности, формирование новой системы представлений и способов действия. Например, при обучении на программах «Стартап Академии» происходит переход от традиционного к венчурному предпринимательскому мышлению, «СКОЛКОВО Практикум» фиксирует переход мышления предпринимателя из второй в третью промышленную революцию, в Креативном кластере — из традиционной бизнес-модели в культурно-креативную, объясняет Елена Бондаренко.
Все эти переходы обусловлены внешним контекстом: для предпринимателя, если у него есть интенция к развитию, ситуация выглядит так, что на нее нельзя не реагировать. «Если ты не знаешь венчурный язык, то не можешь построить быстрорастущий бизнес, — говорит Елена. — Если упустишь смену технологического пакета — продолжишь действовать по старой бизнес-модели, которая скоро окончательно устареет и перестанет работать».
На помощь приходит обучение. Оно задает ускорение: предприниматель выдергивает себя из рутины и попадает в сложную образовательную среду, где получает инсайты, выходит на другой идейно-содержательный уровень. «Только так происходят квантовые скачки, через которые развивается предпринимательское мышление», — уверена Елена. Образовательное пространство становится источником вдохновения, которого нет в операционной деятельности, и способом войти в коммуникацию с единомышленниками. «С ними можно разговаривать на одном языке, вместе доформулировать проекты, проектировать новые схемы действия. Единомышление добавляет смелости и помогает самоидентифицироваться, что особенно важно, когда предприниматель формирует образ будущего — запускает проект развития бизнеса», — рассказывает она.
Но главное — это возможность выдохнуть, остановиться и подумать. «В обучении предприниматель знакомится с собой, узнает себя и свои мысли, — убеждена Елена Бондаренко. — Такое соприкосновение со смыслом делает его очень счастливым человеком».
Елизавета Ильина, директор программы «СКОЛКОВО Практикум»: «Предприниматель должен поднять голову из операционки, увидеть, как мир изменился, и найти в нем свое место»
Программы «СКОЛКОВО Практикум», «Финансовая стратегия», «Лидерский UPGRADE», «Операционная модель бизнеса» и программы для выпускников ReUnion и «Две вершины».

Базово «СКОЛКОВО Практикум», флагман блока программ для развития предпринимательского мышления, актуален на стадии замедления роста, когда оборот и выручка увеличиваются заметно медленнее, потому что бизнес-модель начинает устаревать, продукт теряет актуальность, а рынок заканчивается. «Реже, но все же мы берем собственников на этапе плато и уже на спаде, потому что им самим в кризисной ситуации — иногда субъективно кризисной! — становится ультрасложно придумать проект развития и перезапустить бизнес», — рассказывает Елизавета Ильина.
По ее словам, обычно образовательный запрос связан с формулированием стратегии: человек пытается понять, с какой бизнес-моделью, продуктом и на каких рынках он будет дальше работать. Отсюда возникает интерес к трансформации себя и своего мышления. «Иногда наши предприниматели прямо так и говорят: «Мне нужен пинок. Я хочу себя перепридумать, — делится она. — Часто это звучит от тех, кому хватает смелости, сил и ума увидеть, что они не тем заняты в своей компании, потому что уперлись в операционку. Им нужно учиться, чтобы вновь занять предпринимательскую позицию по отношению к своему бизнесу».
По ее словам, около 80% участников «Практикума» — это собственники компаний традиционной бизнес-модели, которым программа помогает совершить ключевой переход из второй в третью промышленную революцию, уйти от устаревающей бизнес-модели и сделать ставку на новый технологический пакет. «Человек, который 15 лет занимается логистикой, должен задуматься: как она будет устроена через 10, 20 лет? Какие технологии в ней появятся? И как со своей компетенцией он может встроиться в это будущее? — говорит Елизавета. — То есть предприниматель должен поднять голову из операционки, увидеть, как мир изменился, и спроектировать в нем свое место».
С другой стороны, это усложняет жизнь выпускников «Практикума». У них есть текущий бизнес, которым надо заниматься, есть предпринимательская ставка на будущее. «Но в этот момент человек становится чуть счастливее: появляется новый драйв, энергия, — убеждена она. — Плюс работа с большим объектом — проектом развития — делает текущий бизнес более понятным, и чаще всего он начинает расти». Меняется и масштаб деятельности: люди перестают мыслить только объектом бизнеса, начинают смотреть как на объект на индустрию или регион. Так произошло с Дулатом Тастекеевым, основателем финансовой компании TAS Group в Казахстане: он создал фонд для реализации социальных проектов, который строит мечети и дороги, поддерживает спорт и искусство, выдает гранты молодым предпринимателям.
Еще одним результатом обучения становится способность фокусно видеть свою дефицитность и формулировать образовательный запрос. Человек может понять, что ему нужно сформировать личную стратегию, понять свою мечту и миссию — тогда трек продолжает программа «Лидерский UPGRADE». Или «Финансовая стратегия», если надо выбрать оптимальный сценарий развития бизнеса. «Практикум» — это как большая „открывашка“ для формирования траектории развития», — заключает Елизавета Ильина.
Мария Линькова, продюсер программы «Стартап Академия»: «Очень важно погрузиться в специально созданную среду, формирующую соответствующее мышление».
Программы «Стартап Академия», «Венчурные инвестиции: стартапы, компании, корпорации» и «Стартап Академия Junior».

Программы венчурного блока — оптимальное решение как для начинающих предпринимателей в поиске рабочей бизнес-модели, так и для опытных основателей, запускающих новые направления и осваивающих новый способ действия, отличный от привычной модели ведения бизнеса.
«Венчурная модель принципиально отличается от традиционного бизнеса. Речь идет не просто о новых продуктах, а о комплексных инновациях: в процессах, монетизации, подходах к финансированию. Вместо постепенного роста за счет прибыли — ставка на стремительное увеличение капитализации и exit. Наши программы помогают освоить эту логику», — делится Мария Линькова.
Особую ценность обучение приобретает в условиях отсутствия развитой венчурной экосистемы в России. «Очень важно погрузиться в специально созданную среду, формирующую соответствующее мышление, — Без этого неизбежны классические ошибки: создание продукта «для себя» без валидации спроса или зацикливание на MVP без понимания стратегии масштабирования и привлечения инвестиций».
«Стартап Академия» предлагает структурированную методологию, позволяющую: четко определить приоритеты на каждом этапе запуска проекта, совершить переход от традиционного к венчурному мышлению, освоить принципы работы с инвесторами.
«Вы начинаете видеть бизнес как актив для потенциальных инвесторов, а не только как источник дохода. Это качественно иной уровень предпринимательской культуры, со своими правилами, темпами и даже языком».
Ольга Яковлева-Позднякова, продюсер образовательных программ для предпринимателей: «Бизнес — это отражение культуры и вкуса, меняющее нормы повседневности»
Программы «Культурный код» и «Тандемократия».

Программы Креативного кластера актуальны в момент пересборки, когда бизнес должен перейти на следующий этап развития. Ключевым процессом этого этапа становится перестроение системы отношений, призванное определить новый масштаб собственника, команды и бизнеса, повысить их ценность и объективизировать культурные слои для формирования компании, работающей со сложными смысловыми конструкциями. Чтобы совершить переход, предпринимателю важно дооснастить себя необходимыми представлениями и инструментами.
«В базовом образовании многих собственников сегодня пропущен огромный пласт, связанный с культурой. Из него вырастают сутевые навыки, необходимые в условиях креативной экономики, — это культура взаимодействия, умение создавать и транслировать смыслы», — делится Ольга Яковлева-Позднякова. Формирование и развитие культурно-креативного предпринимателя, создающего норму повседневности, лежит в основе программ креативого направления Школы.
«Тандемократия» помогает сформировать и выстроить «свой круг» под новый масштаб бизнеса. Руководитель переосмысливает отношения на разных уровнях — от собственной личности до взаимодействия с партнерами и с командой.
В «Культурном коде» собственник бизнеса сам становится «креатором» — учится придумывать свои проекты через креативный процесс, создавать продукты с высокой добавленной стоимостью и выстраивать идентичность бренда.
«На программах мы интегрируем современных художников в образовательную технологию, и это дает предпринимательским проектам невероятный импульс. Когда спрятанный от глаз зрителя процесс создания объектов искусства вдруг становится видимым, открывается родник смыслов — это бесценный опыт для предпринимателя», — рассказывает Юлия Колганова, креативный директор образовательных программ для предпринимателей.
Программы Креативного кластера могут открывать обучение в Школе управления СКОЛКОВО: сначала предприниматель обустраивает экосистему и выводит свою культуру дела, затем конструирует плацдарм через проект изменений или развития, ускоряя тем самым процесс достижения результата. Есть и другой ход: сначала создать проект развития, а затем с помощью «Культурного кода» выйти на следующий уровень самым коротким путем.
«Сейчас у многих формируется понимание, что бизнес — это отражение культуры и вкуса. Им интересно не просто зарабатывать деньги, а менять нормы повседневности. Это дает другую наполненность, другую скорость деятельности — и самому собственнику бизнеса, и его команде, — уверена Ольга Яковлева-Позднякова. — Наши программы как раз помогают понять, что культура партнерства и культура в целом — это то, из чего вырастает все остальное. Это не просто про креатив, это про придание смысла самому факту существования компании и ценности ее продукту. Мы помогаем российским предпринимателям развивать свой вкус, делать классные, красивые, эстетичные проекты, наполненные смыслом».
Наталья Саченок, руководитель направления «Экспортеры 2.0»: «Если емкости домашнего рынка недостаточно для развития, если конкуренты вытесняют или потребитель и вовсе еще не созрел под ваш продукт — все это точки, в которых решением может стать выход на зарубежные рынки»
Программы «Экспортеры 2.0» и «Компонента»

Программы по наращиванию объемов сбыта и выручки за счет экспансии на зарубежные рынки разработаны для тех, кому тесно в России. По разным причинам.
«К нам приходят производители продуктов питания, которых пищевые концерны вытесняют с полок, создатели автозвука, для которых рынок и культура автотюнинга в России еще не созрели. Приходят представители узконишевых бизнесов, которым российского рынка недостаточно для технологического прорыва и развития производственных мощностей. Приходят те, кто уже занял долю на отечественном рынке и намерен формировать стратегию дальнейшего развития», — рассказывает руководитель направления программ по внешнеэкономической деятельности, директор программ «Экспортёры 2.0» и «Компонента» Наталья Саченок.
Во всех этих случаях можно пойти разными путями, считает Наталья. Например, закрыть бизнес, уйти в создание новых продуктов или пересобрать бизнес-модель и поработать над операционной эффективностью. А можно вкупе с этим задаться вопросом: «Где еще, кроме России, мой продукт (или технология) может быть востребован? Может ли где-то это пользоваться большим спросом, чем дома?»
Программа «Экспортеры 2.0» помогает предпринимателям выстраивать стратегию выхода на зарубежные рынки, адаптировать свои продукты и услуги под социокультурные и регуляторные особенности региона. Через призму налаживания продаж за рубежом предприниматели анализируют: «Как я делаю это дома? Не рухнет ли все здесь, пока я направляю фокус на экспорт? Как сделать более устойчивым текущий бизнес?» Такой подход, по мнению руководителя программы, дает на выходе буст не только продажам на новых территориях, но и дома.
«В 2025 году мы запустили “Компоненту” — специализированную программу по наращиванию объемов сбыта и встраиванию в международные производственные цепочки для B2B-производственников, — рассказывает Наталья Саченок. — Мы задумались над тем, чего не хватает российским промышленным компаниям для реализации своего технологического потенциала в полную мощь, и уперлись в недостаточную емкость рынка».
Если на «Экспортерах 2.0» учатся преимущественно компании с конечным потребительским продуктом, то на «Компоненту» приходят инженерные предприятия, которые участвуют в создании технологического В2М-продукта и встраиваются в чужие производственные процессы. Это производители компонентов и решений для машиностроительной, металлургической, космической, автостроительной, аграрной и других отраслей.
Среди малых и средних предприятий России меньше 2% экспортируют. Программа дает возможность осознать опыт тех, кто уже это делает, и помогает выходу на экспорт, в т. ч. в кооперации. Ежегодно мы становимся свидетелями уникальных партнерств и зарождения новых проектов.

Попадая в экосистему образовательных программ для запуска и развития бизнеса в Школе управления СКОЛКОВО, предприниматель выдергивает себя из рутины и помещает в образовательную среду, где получает инсайты и выходит на новый идейно-содержательный уровень. Образовательное пространство становится источником вдохновения, которого нет в операционной деятельности, и способом войти в коммуникацию с единомышленниками. В какой бы стадии ни находился бизнес — фаза роста, момент перехода или трансформационная волна, — обучение придаст ему ускорение, необходимое для движения вперед.