28 декабря 2020
Статья

Центр развития потребительского рынка бизнес-школы СКОЛКОВО подвел итоги 2020 года

Ежегодное подведение итогов обычно связано с «план-факт» анализом, но в отличие от 2019 года в этот раз его провести будет непросто. Пандемия COVID-19 застала врасплох всех и вынудила на ходу менять планы, но не ориентиры. Центр развития потребительского рынка Московской школы управления СКОЛКОВО не стал исключением и в течение 2020 года старался стать немного умнее, немного опытнее и полезнее в ключевых направлениях деятельности.
Центр развития потребительского рынка бизнес-школы СКОЛКОВО подвел итоги 2020 года

В этом году Центр продолжил наращивать экспертизу в области проведения исследований. Так, в 2020 году мы провели анализ еще одного нелегального рынка товаров, а именно – рынка пивоваренной продукции (отчет «Основные формы нелегального рынка пивоваренной продукции и инструменты борьбы с ним»). Помимо этого, Центром было подготовлено исследование в рамках процедуры ОФВ нормативного правового акта (отчет «Определение фактического влияния дополнительных региональных ограничений розничной продажи алкогольной продукции»).

Важным этапом в развитии данного направления стало масштабное исследование на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – «Определение наиболее эффективных путей преодоления трансграничных барьеров на пространстве ЕАЭС с помощью цифровой маркировки и прослеживаемости движения товаров», подготовленное совместно с Евразийским центром интеграционных исследований и коммуникаций (ЕЦИИК). В декабре 2020 г. результаты исследования были представлены в рамках заседания Президиума Делового совета ЕАЭС, посвященного вопросам содействия экономической кооперации и формирования единой информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров в ЕАЭС.

Мы стремились не только пополнять свой собственный багаж знаний, но и делиться им с широкой общественностью. За 2020 год сотрудниками Центра опубликовано 4 статьи в научных журналах и 2 статьи в бизнес-газетах:

Кроме того, мы вышли в социальные сети. В июне 2020 года была запущена информационная страница для обсуждения актуальных вопросов развития потребительского рынка России и не только.

Накопленные опыт и знания стали востребованы у других участников потребительского рынка. Представители Центра выступали на различных мероприятиях, участвовали в общественных обсуждениях, давали комментарии на запросы ФОИВ и интервью для СМИ. В 2020 году сотрудники Центра вошли в рабочую группу по развитию торговли Минпромторга России, рабочую группу по регуляторной гильотине «Производство и оборот алкогольной продукции», проектно-экспертную группу по развитию маркировки пивоваренной продукции при Минпромторге России, Экспертный совет по рациональному использованию продовольствия при PwC и Фонде продовольствия «Русь».

Центр не остался в стороне и во время подготовки Правительством РФ «Общенационального плана восстановления экономики». Так, 14 апреля 2020 года в Минэкономразвития России было направлено письмо с предложениями студентов и выпускников бизнес-школы СКОЛКОВО о дополнительных мерах государственной поддержки бизнеса, подготовленное сотрудниками Центрами.

Продолжил свою реализацию важный и перспективный проект по развитию института саморегулирования на продовольственном рынке России. В рамках проекта Центром уже на протяжении двух лет осуществляется экспертное сопровождение работы Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров (Комиссия). Всего в 2020 году было проведено 7 заседаний Комиссии. За этот период времени урегулирование споров между участниками продовольственного рынка стало возможным с помощью инструмента медиации на этапе преддоговорной и договорной работы. Привлечение независимого медиатора для разрешения споров было опробовано в рамках пилотного проекта и доказало свою эффективность. С целью продвижения инструмента медиации были проведены презентации среди торговых сетей и поставщиков на отраслевых форумах и конференциях: CatMan Минск, Устойчивое развитие – источники, прогресс и перспективы в России и мире, Dialog Х5, ПищеПром, Неделя Российского Ритейла, а также в рамках встреч, организованных отраслевыми союзами.

Весной этого года в непростых условиях Центр впервые для себя организовал практику студентов НИУ «Высшая школа экономики» (программа «Государственное и муниципальное управление»). Восемь студентов 3 и 4 курсов в дистанционном режиме попрактиковались в интервьюировании и проведении социологических опросов, а также поразмышляли о пост-ковидном состоянии своих любимых отраслей экономики.

Мы совершенствовались, развивались и в ковидном потоке информации старались не упускать из виду важные для нашего Центра темы, обсуждая их с коллегами. Так, в мае при нашей поддержке прошла общешкольная онлайн-конференция в рамках проекта Антихрупкость-2020 – «Потребительский рынок 2020: взгляд в будущее», которую посмотрели уже более 40 тыс. человек на YouTube. На ней мы обсудили вопросы регулирования потребительского рынка в кризис, а также узнали, как производители и ритейлеры реагировали на происходившие в связи с коронавирусом изменения.

Значимым направлением для Центра являлась и является работа в области совершенствования института РОП в России. В этой связи в июле и сентябре 2020 года были проведены два обсуждения: «Финская система РОП» при поддержке Министерства окружающей среды Финляндии и «РОП и профильные ассоциации» с участием ключевых общественных организаций, объединяющих исполнителей нормативов утилизации. Заключительным мероприятием в этом направлении стало обсуждение новой концепции РОП на заседании Комиссии по вопросам развития потребительского рынка Общественного совета при Минпромторге России в декабре, инициированное Центром.

В рамках проекта Лига «Ноль отходов» (инициирован компанией Danone) при поддержке Центра в 2020 году проведены первые обсуждения столь же важной темы как и РОП – проблемы ответственного потребления продуктов питания и утилизации производственных отходов в России. Так, в июле прошла первая онлайн-конференция «Ответственное потребление и борьба с органическими отходами. Взгляд в будущее.», а в декабре учредительное заседание участников Лиги и заинтересованных компаний. По результатам обсуждений сформированы цели и задачи Лиги «Ноль отходов» на 2021 год, а также план мероприятий, реализация которых позволит существенным образом повысить культуру потребления в России.

Мы продолжали поддерживать наши давние партнерства. Так, совместно с Центром социального проектирования «Платформа» проведены онлайн-конференции, в основу которых положены доклады: «Культ натуральности. Как потребители и ритейл формируют тренд на здоровое питание», «Локальные бренды и гастрономический патриотизм», «Продуктовый рынок России в ожидании перемен».

Конец года подарил Центру и Школе в целом новые знакомства. В декабре при поддержке Центра инновационных технологий для Retail & FMCG Фонда «Сколково» прошла онлайн-конференция «Цифровые инструменты ритейла в период пандемии». В ходе мероприятия были представлены технологические продукты Фонда, которые помогли компаниям стать более эффективными в ковидный и постковидный период.

Но какими бы активными, трудолюбивыми и опытными мы ни были, нам было бы безмерно грустно и одновременно сложно реализовывать всё это без поддержки всей команды Московской школы управления СКОЛКОВО, наших партнеров, экспертов и, конечно, же друзей Центра. Команда Центра развития потребительского рынка выражает огромную благодарность каждому, кто смог приукрасить этот непростой год своей поддержкой – советом и критикой, улыбкой и прекрасным настроением. Спасибо вам!

Загадывать на 2021 год что-то весьма трудно, особенно когда фраза «как Новый год встретишь, так его и проведешь» не сработала для 2020 года. Однако мы гордимся тем, что нам удалось сохранить и развить партнерские отношения в течение этого непростого года. Мы надеемся на долгое, активное и плодотворное сотрудничество с каждым! 

С уходящим 2020 годом и наступающим, по-настоящему «бычьим», 2021 годом! Берегите здоровье!


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie