В статье установлены факт существенных институциональных различий между группами компаний российской розничной торговли и тенденция усиления этих различий в последние годы.
Выделены и апробированы критерии структурирования выборки крупных компаний в виде ряда кластеров, различающихся по своей институциональной силе и конкурирующих между собой. В числе критериев — присутствие в рейтингах, охват рынков, участие в бизнес-объединениях, размер и сложность компаний. Механизм доминирования лидеров рынков над остальными компаниями раскрыт на основе концепции институциональной ренты, получаемой группой лидирующих компаний из доходов «отстающих» от них компаний. Выявлены условия перехода компаний из одной группы в другую. По итогам анализа отобранной информации о розничных сетях, входящих в выделенные кластеры, даны оценки их обобщающих финансово-экономических показателей, выявлена сравнительная динамика последних. Подтверждена гипотеза о значимости институциональных различий кластеров для динамики отрасли в целом и отдельных групп компаний. Сформулированы предложения по прогнозированию таких институциональных трансформаций рынков, сценарии которых учитывают сложившиеся рыночные иерархии доминирующих и остальных компаний. Обоснованы рекомендации по совершенствованию госрегулирования развития отрасли с учетом наличной архитектуры рынка.