23 ноября 2022
Статья

Быть гибким, много читать и учиться: что отличает современного управленца

На вопросы о том, какими компетенциями должен обладать современный менеджер, отвечает Марина Велданова, профессор бизнес-практики, директор Центра развития здравоохранения Школы управления СКОЛКОВО.
Быть гибким, много читать и учиться: что отличает современного управленца
Источник: Unsplash

Может ли управленец дружить с сотрудниками?

Когда мы говорим про задачи управленца, то существует как минимум четыре обязательных элемента:

  • постановка цели
  • организация процессов
  • мотивация сотрудников
  • контроль выполнения задач

Далее, надо выбрать такой стиль руководства и корпоративную культуру, которые позволяют выполнять все это наиболее эффективно. Если руководитель находится в дружеских отношениях с сотрудниками, то он, скорее всего, является демократическим лидером в культуре, основанной на доверии и взаимопонимании. Это поможет ему быть эффективным для выполнения определенных задач, позволяющих делегировать, давать достаточно времени для достижения цели, предполагая высокую степень определенности.

Если же ситуация авральная, кризисная, нестандартная, то такой стиль и культура могут оказаться не самыми эффективными, и дружба повредит организации.

Таким образом, для возможности быть более гибким и эффективным лучше не формировать у сотрудников ощущение дружеских отношений, а сохранять определенную независимость и авторитет в их глазах. При этом важно сохранять доверие и прозрачность в отношениях.

Какие метанавыки нужно развивать лидеру?

Лидера отличают как минимум два метанавыка: понимание себя и понимание других.

В отличие от чисто функциональных компетенций, которые можно натренировать через повторения и шаблоны, эти навыки требуют развития таких черт человека, как рефлексия, эмпатия, способность безоценочно слушать и понимать себя и других. По сути, здесь имеет место развитие зрелости и мудрости человека, расширение его мировоззренческого горизонта, понимание своей системы ценности и убеждений, умение понимать ценности и убеждения других людей.

Поставили руководить мужским коллективом, я женщина и младше. Уважения нет, как быть?

Пол и возраст не являются однозначным источником или барьером для уважения или его отсутствия. Чаще имеют место так называемые проекции, то есть отношение к каким-либо фактам исходя не из их сути, а из шаблонов или опыта (часто негативного). «Женщина и младше – не профессионал и не лидер», «мужчина и старше – опытный и мудрый» – это социальное стереотипирование облегчает наше реагирование на различные события, но и создает слепые пятна в отношении к себе и другим.

Говоря конкретно о «женщина и младше», я бы рекомендовала, во-первых, исключить гендерную тему вообще из коммуникации, чтобы не «приглашать» команду делать такое стереотипирование. Далее, надо точно проанализировать ключевые ценности команды, что для нее важно, и постараться продемонстрировать свое соответствие этим ценностям. Не скрою – иногда имеет место теневое лидерство в таких командах. Тогда надо понять, кто играет роль «серого кардинала», постараться договориться с этим человеком, а если не удается – вывести его из команды.

Сколько книг и новых материалов в год нужно изучать, чтобы оставаться «в повестке»?

Читать надо постоянно. И это вопрос не количества книг, а ценности для сознания – постоянно находиться в осмыслении своего и чужого опыта, в развитии навыка вербализации событий и идей, формировании новых нейронных связей. Полезно отслеживать, что появляется в информационном пузыре вашей социальной группы или профессиональной среды. Нужно это для того, чтобы лучше понимать происходящее в вашем окружении.

Также обязательно советую проходить актуальное для вас обучение хотя бы раз в два года.

Как держать баланс между работой и личной жизнью? Упор то в одно, то в другое

Сперва дайте себе определение работы и личной жизни. Вы на работе живете не своей жизнью? Или она для вас не ценна? Тогда просто меняйте ее. Жизнь – единое целое, и вопрос может возникать только в том, сколько времени и сил мы готовы уделять той или иной деятельности. Временно баланс – иллюзия, так как в разные моменты жизни у нас разные приоритеты, цели и эмоции. Важно находить смысл во всем, что мы делаем, развиваться, иметь максимальное количество источников позитивных эмоций. Именно это определяет все пропорции в нашей жизни, а не поиски обманчивого баланса.

Перехожу из финансов в медицину на руководящую должность. Как адаптироваться и не навредить?

Самый хороший способ быстро адаптироваться – уметь наблюдать, слушать и чувствовать. Другие люди, другие клиенты, другая культура. Дайте себе время (4-6 месяца) на наблюдение за командой, организацией, клиентами, средой. Это не значит, что вы должны сидеть сложа руки: работа никуда не денется. Но вы должны дать себе время на беседы, встречи, чтение, анализ. Какие ценности ваши и новой среды совпадают? Опирайтесь на них. Каковы основные боли ваших клиентов? Сфокусируйтесь на них. В чем ваша уникальность? Постройте собственное позиционирование в новой среде.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie