Исследования в областях трансформации университетов и образовательных экосистем

Центр трансформации образования СКОЛКОВО занимается практико-ориентированными исследованиями. Особое внимание уделяется анализу и описанию кейсов лучших российских и международных практик, подготовке рекомендаций, а также теоретической рефлексии обширного практического опыта Центра.

Экспертно-аналитическая работа ведется в двух областях: трансформация образовательных и научных организаций и развитие образовательных экосистем.

Трансформация и развитие университетов и научных организаций:

  • Организационные модели;
  • Инновационные подходы, механизмы и инструменты изменения базовых процессов (образование, исследования, инновации);
  • Лучшие управленческие практики, формирование команд лидеров-трансформаторов, изменение кадровой политики;
  • Роль образовательных и научных организаций для регионального и национального развития;
  • Развитие российского высшего образования и науки в контексте крупных национальных программ (Проект 5-100, проект по созданию опорных университетов, национальные проекты и др.).

Образовательные экосистемы:

  • Влияние мегатрендов на систему образования;
  • Компетентностная модель лидеров, создающих новые образовательные экосистемы;
  • Компетенции будущего;
  • Глобальные образовательные инноваторы;
  • Образование на протяжении всей жизни.

Исследования Центра

  • Управление наукой: тренды и вопросы

    Мы все больше ощущаем, что текущие принципы и механизмы управления наукой не могут ответить на новые требования. Но что именно меняется и где конкретно проблемные места?

    Этот доклад – базовая ориентировка в проблематике управления наукой. С чего в принципе стоит начинать об этом думать? Какие вопросы нужно задать и о чем важно не забыть? Текст ориентирован на универсальные проблемы в управлении наукой вне дисциплинарной специфики. Некоторые разделы содержат разбор кейсов, а также небольшую подборку материалов по теме, рассчитанных как на широкую аудиторию, так и на специалистов.

    Доклад состоит из пяти крупных блоков:

    • Зачем нужна наука?
    • Как работать с исследовательской повесткой?
    • Как оценивать исследовательскую деятельность?
    • Как распределять ресурсы?
    • Как управлять академической карьерой?

    Скачать PDF

  • Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования

    Современная модель образования, отвечающая технологическим, социальным и экологическим вызовам 21 века, соответствующая требованиям меняющейся экономики и общества, помогающая формировать «навыки будущего» — это гибкое персонализированное обучение на протяжении всей жизни.

    Чтобы переход к новой модели образования состоялся, нужна новая модель лидерства — «экосистемное» лидерство. Международный коллектив авторов инициативы Global Education Futures, включающий эксперта Московской школы управления СКОЛКОВО Павла Лукшу, руководителя исследовательского блока HundrED Джессику Спенсер-Кейс и декана Института социальных инноваций Джошуа Кубисту, при поддержке Центра трансформации образования СКОЛКОВО поставил перед собой задачу изучить новый формат лидерства и управления в образовательном секторе.

    В докладе представлены основные выводы исследователей.

    Перейти на сайт

  • Государственные программы образовательной мобильности в разных странах

    В докладе представлен анализ существующих государственных инициатив по образовательной миграции, включая импорт и экспорт образовательных услуг на международном рынке. Для анализа политики в области интернационализации выбраны 8 репрезентативных стран: Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, КНР, Россия и США. Статистический доклад включает следующие аспекты:

    • анализ образовательных рынков представленных стран,
    • анализ национальной политики в области привлечения иностранных студентов и развития мобильности студентов,
    • фиксация ключевых положений национальных программ.
      В докладе представлены данные преимущественно за период с 2010 по 2018 год

    Скачать PDF

  • T-университеты

    Менять университеты тяжело. Это рискованное дело. Успешных примеров мало, и поэтому они так ценны. В “Т-университетах” эксперты Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО рассказывают о ситуации в мировом и российском высшем образовании, о том, как университетскому управленцу выиграть войну за развитие, а также о реальных проектах изменений в четырех трансформирующихся университетах: Тюменском государственном университете, Томском государственном университете, Иркутском национальном исследовательском техническом университете и в Тюменском индустриальном университете. Что у них получилось, а что нет? Новое всегда сталкивается с проблемами, и кейсы описаны как последовательность сложных решений, а не как классические истории успеха.

    Скачать PDF

  • Атлас новых профессий

    «Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

    Перейти на сайт Скачать PDF

  • Серебряный университет

    В исследовании предложена концепция трансформации образовательной системы с учетом социально-демографического фактора, а именно старения населения. Работа «Серебряный университет» написана Александром Левинтовым – автором более тысячи научных и публицистических работ, преподавателем нескольких авторских курсов в российских ВУЗах.

    Скачать PDF

  • Четырёхмерное образование

    «Четырёхмерное образование» — редко встречающийся глубокий стратегический разговор об образовании. Ставя под вопрос зачастую негласное и устаревшее соглашение о том, чему нужно учить ребят в школе, авторы ясно демонстрируют системные ограничения, которые и формируют школьный материал. Аналитическое исследование школьного материала может быть приглашением к тому, чтобы остаться внутри существующих границ, либо вызовом, чтобы шагнуть за их пределы, представив другие цели и другую модель организации обучения. «Четырёхмерное образование» поощряет оба пути инновационного мышления».

    Скачать PDF

  • Эпоха «гринфилда» в образовании

    Сегодня мир стоит на пороге новой волны инноваций, которая может серьезно изменить сложившийся «образовательный ландшафт». Традиционные образовательные учреждения, судьбу которых чаще всего принято обсуждать в экспертном сообществе, можно назвать «браунфилдом» — исторически сложившейся «зоной образовательной практики». «Гринфилдом» будут выступать новые образовательные проекты (образовательные стартапы), созданные на новых технологических основаниях.

    В данной публикации представлен подробный анализ новых технологических образовательных проектов и предложены пять решений для развития российской системы образования.

    Скачать PDF

  • University Autonomy and Accountability in Russian Higher Education

    By Andrei Volkov and Dara Melnyk.

    Historically, the Russian State has had a tumultuous relationship with institutional independence. For the country to become again an academic superpower, it is necessary to expand university autonomy to enable independent strategic thinking on the leadership’s part and ensure that universities are accountable to their stakeholders. This article considers the broad issues of university autonomy and accountability in Russia from historical and contemporary perspectives.

    Перейти на сайт

Запросить консультацию
Свяжитесь с нами
+7 495 539 30 03 sedec@skolkovo.ru

Консультант программ

Сергей Говорухин

+7 926 916 07 06
Sergey_Govorukhin@skolkovo.ru

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.