03 июня 2024
Статья

Елена Бондаренко: Предпринимательство – тяжелейшая и очень специфическая работа

Как построено обучение для предпринимателей, что такое метод образовательного инжиниринга и как представителям бизнеса учиться эффективнее, – рассказала Елена Бондаренко, генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей Школы управления СКОЛКОВО, в беседе с Илоной Крейндлин, директором по развитию и продажам.
Елена Бондаренко: Предпринимательство – тяжелейшая и очень специфическая работа

Илона Крейндлин: Лена, расскажи о себе.

Елена Бондаренко: Я работаю в Школе управления СКОЛКОВО и занимаюсь развитием предпринимательского мышления и разработкой образовательных программ для предпринимателей. Сейчас в моем портфеле 13 программ. 

Мой основной фокус — развитие не только предпринимателя, но и его компании и команды, формирование общих целей. Я постоянно создаю смыслы и пытаюсь понять, какое образование мы должны дать следующим шагом.

Илона: Почему в Школе управления СКОЛКОВО учится так много предпринимателей?

Елена: Предпринимательство — тяжелейшая и очень специфическая работа. Человек, с одной стороны, должен все время работать в контуре будущего, с другой, — искать монетизацию сегодня. Несмотря на эти сложности, разные противоречия и изменчивость контекста, популярность позиции предпринимателя постоянно растет.

Школа СКОЛКОВО видит этот тренд и создает программы. Наши ученики становятся фактически нашими партнерами, так как большинство образовательных решений строится на практических кейсах. Кроме того, участники программ сами создают новую реальность, формируют добавленную стоимость на рынке, и разрабатывать для них образовательные программы — большая честь. Мы благодарны предпринимателям за их труд и веру в развитие.

Илона: Как сейчас выглядит ваш продуктовый портфель? Какие программы в нем есть?

Модуль программы «Стартап Академия»
Модуль программы «Стартап Академия»

Елена: У нас построено четыре трека, которые позволяют работать с разной предпринимательской ситуацией. Первый — программа «Практикум». Она подходит управляющим собственникам, которые находятся на этапе пересборки бизнес-моделей и размышляют о следующем стратегическом шаге. 

Второй трек — программа «Стартап Академия». На ней мы работаем с теми, кто уже начал бизнес и сейчас ищет новый импульс. Все обучение проходит на языке венчура и масштабирования бизнеса. 

Третья программа — Global Shift. На ней мы выстраиваем глобальное предпринимательское мышление. 

Наши последние разработки ведутся вокруг креативного предпринимательского мышления и развития предпринимательского вкуса. Сюда входят две программы. «Культурный код» — про эстетику продуктов, сервисов, пространств и решений и их совпадение с культурными кодами потребителей. «Тандемократия» — про культуру партнерства. 

В зависимости от того, на какой стадии развития находится бизнес и как ощущает себя сам предприниматель, мы подбираем программу и выстраиваем дальнейшие треки. Вся продуктовая система пошагово развивает человека, который приходит учиться. 

В результате бизнес наших выпускников растет, они меняют отношение к себе, жизни, компании, окружающей среде, иначе смотрят на свою деятельность. Стартуя с нуля, они доходят до второй и третьей волны трансформации, а после обучения СКОЛКОВО для них становится предпринимательским клубом, в котором можно через одно рукопожатие найти любой ресурс и контакт.

Модуль программы «СКОЛКОВО Практикум»
Модуль программы «СКОЛКОВО Практикум»

Илона: Как строятся предпринимательские программы? Какие режимы есть внутри них?

Елена: Чтобы построить хорошее образование, надо заниматься образовательным инжинирингом. Например, программы «Практикум» и «Стартап Академия» представляют собой большие схемы, которые включают прописанные образовательные режимы, методы, технологии, преподавателей и темы, а также проекты контентной и образовательно-технологической частей программы. При этом разрабатывается несколько образовательных режимов. В «Практикуме» их семь, и с каждым последующим модулем на программе меняется технологический образовательный движок. За счет этого человек несколько раз меняет способ обучения.

Еще для создания любой образовательной программы следует учитывать, что современные предприниматели не учатся в лекционных форматах. Лекция как трансляция знаний — это всего 1/7 часть образовательного процесса. Все остальное — игры, работа с личной рефлексией, разбор инструментов, взаимодействие с идеальными объектами — представление какого-то объекта в идеальном виде без учета личного восприятия — и развитие навыков схематизации  — создание схем, благодаря которым мыслят предприниматели.

Важно, что все перечисленное начинает работать и приносить эффект только при наличии двух вещей — образовательной позиции со стороны предпринимателей и социальной динамики.

Образовательная позиция — часть образовательного процесса, осознание учащимся, какую проблему он решает на программе и зачем он на нее пришел. Социальная динамика — общение с другими предпринимателями внутри группы и возможность научиться чему-то новому у единомышленников. Задача предпринимателей — уметь учиться, а задача образовательных инженеров — сделать так, чтобы каждый чувствовал себя комфортно в общении с одногруппниками.

Илона: Сколько человек уже отучились на предпринимательских программах и какие у них успехи?

Елена: Наша первая ярко выраженная предпринимательская программа «Практикум» стартовала в 2013 году. Тогда на вопрос «кто вы?» участники писали «руководители» или «директора». Их основной запрос был: описать весь бизнес-процесс. За 10 лет мы дошли до уровня, когда в адмиссионной анкете люди пишут «предприниматель», и они хотят развить мышление, найти единомышленников и место, где они могут подумать над своим проектом и следующим шагом.

Сейчас у нас более 4000 выпускников. В среднем рост бизнеса выпускника после обучения — от 5 до 20 раз. Больше 55% студентов после программы идут учиться дальше, формируют новые тандемы, конфигурации и замыслы. Они продолжают оставаться в периметре Школы и поддерживать наши инициативы. У насть есть сад девятого потока «Практикума». Есть те, кто помогает юным предпринимателям в виде грантов на обучение. Например, в конце обучения на программе «Тандемократия» студенты рисуют картину, продают ее на аукционе, и все средства идут в грантовый фонд. В таком участии выпускников в жизни Школы есть ценный для нас элемент преемственности.

Илона: Расскажи подробнее о трех принципах деятельности, которыми вы руководствуетесь в работе с программами предпринимательского блока: любовь, схема и творчество.

Елена: Это основополагающие принципы, которых я придерживаюсь в жизни и работе уже более 10 лет. Первый принцип — любовь. Каждого, кто приходит на наши программы, мы уважаем и ценим. Потому что эти люди выделяют время на развитие, несмотря на операционные задачи и другие проблемы. А ведь предпринимательский труд очень сложный. Человек постоянно рискует, соединяет между собой процессы, ресурсы, людей, выплачивает заработную плату, налоги и взаимодействует с подрядчиками и поставщиками. Образовательная программа не менее сложная, чем каждодневная работа предпринимателя. Она устроена так, что участник проходит разные кризисы на образовательном полигоне, и это помогает ему справиться с трудностями в реальной жизни. В этом тоже есть любовь и забота.

Второй принцип — схема. Предпринимательское мышление схемно, и студентам нужно создавать возможности, чтобы они могли «вытащить» схемы — модели поведения — в типовых бизнес-ситуациях.

Третий принцип — творчество, живая энергия. Это неотделимые от человека сущности, его культурный код, который он в том числе вкладывает в бизнес. Например, на одной из программ участники сняли мюзикл. Подобные творческие воплощения ускоряют развитие бизнес-идей.

Илона: Как пройти обучение с максимальным результатом?

Елена: Главное — довериться. Если вы пришли, поймите, что мы знаем, что делаем. Дальше важно встать в образовательную позицию, научиться быть учеником и наблюдать за собой, чтобы не «соскочить» в процессе обучения. 

Еще я рекомендую выполнять домашнюю работу вместе со своими сотрудниками. На предпринимательской программе не надо все делать самому. Чем больше людей вы привлекаете, тем лучше.

Наконец, скажите своей семье, что вы на протяжении определенного времени будете возвращаться домой в разных эмоциональных состояниях и с различными идеями. Пусть они будут к этому готовы. 

Если вы хотите переосмыслить свой опыт и выйти на новый масштаб деятельности и мышления, присоединяйтесь к программам Школы управления СКОЛКОВО для запуска и развития бизнеса. Читайте подробности по ссылке!

(0)

Знакомство со СКОЛКОВО

Мы подготовили серию регулярных встреч в разных форматах, чтобы рассказать о современном бизнес-образовании в России и мире:

  • какие задачи решает бизнес-образование и кому оно действительно нужно
  • какие компетенции нужно развивать для эффективного управления
  • как выбрать образование, которое подходит для конкретной фазы развития карьеры / бизнеса
  • где сегодня можно научиться бизнес-компетенциям

Подробнее

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie