Екатерина Крайванова, управляющий партнер Центра Корпоративных Образовательных Решений, сооснователь сервиса аренды вещей Next2U и выпускница программы «Стартап Академия» СКОЛКОВО стала гостьей одного из выпусков подкаста «По уму», где затрагивалась тема метакомпетенций, необходимых в настоящее время. В продолжение разговора, Екатерина поделилась своими рекомендациями для начинающих предпринимателей.
Старая модель навыков больше не работает, будущее за метакомпетенциями или self skills
Это комплекс навыков, которые позволяют развить адаптивное мышление, чтобы максимально результативно справляться с новыми непредсказуемыми задачами. Крупные компании активно занимаются развитием этих навыков среди своих сотрудников, чтобы те находили более эффективные и креативные решения, а это, в свою очередь, помогает создавать успешные стратегии и опережать конкурентов. В результате анализа мировых и российских исследований на эту тему были выделены девять ключевых метакомпетенций: адаптация к изменениям, эмоциональная осознанность, управление взаимоотношениями, сотрудничество, принятие решений, умение учиться и развиваться, креативность, объемное мышление, трансформация или стимулирование изменений.
Все они взаимосвязаны. В докладе WorldSkills «Навыки будущего» 2020 года описаны ключевые компетенции, которые будут востребованы в ближайшие 10 лет. Основное — умение сотрудничать, адаптироваться и меняться.
Способность быстро трансформировать идею в решение
Пришла идея — сразу проверяй, как она будет работать на практике, чтобы не упустить момент. Мы все живем в условиях неопределенности. Нужно развивать навыки, которые помогут справляться с новыми и неожиданными вызовами.
Эмоциональная осознанность
Это о способности понимать свои эмоции и управлять ими. В стрессе человек теряет возможность видеть разные варианты решений, начинает действовать автоматически и импульсивно: убегать, замирать или нападать. А может выплескивать свои эмоции на окружающих — коллег, партнеров, клиентов.
Умение осознавать и регулировать эмоции помогает принимать обдуманные решения и поддерживать здоровые отношения. Это особенно важно для гибкости и адаптивности в сложных ситуациях. К слову, умение выстраивать отношения, не навязывая свои эмоции и ожидания другим – тоже важный навык. Фраза «ничего личного, только бизнес» часто не отражает реальность, так как личные аспекты всегда влияют на деловые отношения.
Сотрудничество
Эффективные связи и командная игра имеют огромное значение. Пример из нашей практики: в департаменте продаж одной металлургической компании важно было наладить взаимодействие двух отделов. За пять месяцев работы сотрудники выстроили крепкие горизонтальные связи и стали значительно реже привлекать руководителя для решения сложных вопросов. Это принесло отличные результаты: даже в трудный для компании период команда смогла выполнить все планы и цели благодаря сплоченной работе и поддержке друг друга.
Креативность
Способность видеть неожиданные взаимосвязи и проявлять кросс-дисциплинарное мышление. Например, когда ты понимаешь, как опыт в балете, в дайвинге или горном восхождении можно применить в управлении проектами. Это что-то совершенно неожиданное, что выводит на новый уровень в конкурентной среде. Копировать удачные решения — хорошо, но постоянное продвижение вперед возможно только благодаря новым идеям.
Трансформация
Стремление стимулировать изменения и повышать эффективность. Вместо подхода «оно всегда так работало» нужно спрашивать: «Как сделать это лучше?» Например, если процесс работает медленно и исправление занимает два часа, важно искать пути улучшения. Это про вовлеченность, инициативу и сотрудничество ради общей цели.
Ответственность
Быть инициативным и превращать идеи в решения. Это одна из ключевых метакомпетенций сегодня, особенно у предпринимателей, которые несут ответственность за себя, свое дело и команду.
Опыт общения с клиентами показывает, что у многих сотрудников по-прежнему детская позиция: «Я боюсь ошибиться», «Почему за меня никто не сделал?», «Вы бы мне предложили». Это особенно распространено среди линейного состава, но встречается и у руководителей. Важно объяснять, что с меньшей ответственностью будет меньше результата. Однако бывает, что руководитель сам занимает родительскую позицию и бессознательно нанимает «детей». Например, в одной ИТ-компании руководитель решал задачи за своих подчиненных, а затем жаловался, что они не берут на себя ответственность. В ходе игровой сессии, которую мы провели, он осознал эту проблему и решил изменить свой подход в будущем.
Цель нашей работы — помочь людям освободиться от шаблонных действий, осознать бессознательные паттерны поведения и научиться брать ответственность за свою жизнь и достигнутые результаты. И взрослая позиция — ключевая в этом вопросе. Чем взрослее человек психологически (не по годам), тем более развиты его метакомпетенции и тем успешнее он в своей роли. Поэтому давайте вместе взрослеть, это увлекательный путь, который предстоит пройти каждому из нас в той или иной мере.
Какие методы можно применять для развития метакомпетенций в компании?
Деловые игры и бизнес-симуляции — в них проявляются те же паттерны и стратегии, что и в реальной жизни. Игровой процесс создает безопасное пространство для экспериментов, лучшие практики по итогам которых можно перенести в реальность.
Для развития эмоционального интеллекта и работы с эмоциями — семинары с психологом. Такая практика помогает выявить нюансы, которые трудно заметить самостоятельно.
Один из любимых инструментов — стратегические сессии. При правильной архитектуре и настройке ведущих можно за раз охватить множество метакомпетенций.
Один из клиентов обратился к нам с просьбой развить коммуникативные навыки своих сотрудников. В процессе работы мы вместе пришли к выводу, что требуется прокачать и стратегическое мышление команды — умение видеть ситуацию в масштабе. Мы провели сессию, чтобы помочь участникам научиться смотреть далеко вперед и рассматривать задачи с разных сторон. Такой подход содействовал развитию как креативности, так и способности к трансформации.