28 ноября 2023
Статья

Как понять, чего от тебя ждут, и как говорить, чтобы тебя понимали

На вопросы о коммуникациях управленческих решений отвечают Светлана Миронюк, профессор бизнес-практики, проректор по операционной деятельности и цифровому развитию Школы управления СКОЛКОВО, Ксения Трифонова, директор по стратегическим коммуникациям и социальной ответственности Школы управления СКОЛКОВО, Андрей Скворцов, сооснователь и директор компании Меркатор, телеведущий, преподаватель ораторского мастерства.
Как понять, чего от тебя ждут, и как говорить, чтобы тебя понимали
Источник: Unsplash

Светлана Миронюк:

Разные целевые аудитории слушают одновременно. Как говорить, чтобы все поняли?

Лаконичность и простота — вот два главных принципа, которые сделают вашу коммуникацию понятной для всех. Когда нам хочется казаться более профессиональными, мы используем умные слова и специализированные термины. Однако специализированная лексика или сложность формулировок отталкивают людей. Текст, в котором надо разбираться, имеет мало шансов быть прочитанным и понятым.

Как понять, что именно хотят от тебя услышать люди?

Мысленно встать на их место. Задуматься не только о том, что они спрашивают, но и о том, что им на самом деле нужно, в чем их запрос и потребности. У людей есть ожидания того, как должно быть или как справедливо.

Какие инструменты коммуникации вы лично чаще всего используете?

Я лично чаще всего использую харизму. Это очень энергозатратный, но эффективный инструмент убеждения наряду с историями, на которые я также довольно часто опираюсь в своей практике.

Ксения Трифонова:

Есть ли универсальная схема коммуникации руководителя?

Схема или «фрейм» могут быть универсальными. В любой ситуации руководитель должен понимать, с кем он общается, какого результата он хотел бы добиться этой коммуникацией и что он хочет сказать. Но наполнение этой схемы всегда индивидуально и зависит от ситуации, внешнего контекста, настроя аудитории, выбранного времени, канала и формата коммуникации, роли и позиции самого руководителя.

Как преодолеть барьеры в коммуникации «на удаленке»?

Удаленные форматы коммуникации лишают нас важной части связи спикера с аудиторией — ее энергетики, эмоций, оперативных реакций. Аудитория в таком формате быстрее устает и теряет внимание. Выступления в удаленном формате должны быть существенно короче очных и хорошо срежиссированы. В сценарии таких выступлений должны быть включены техники удержания внимания аудитории — видео, визуализация данных и ключевых идей, интерактивные форматы, дающие аудитории возможность не только смотреть и слушать, но и включаться в дискуссии, отвечать на вопросы, реагировать на то, о чем говорит спикер.

Андрей Скворцов:

Как грамотно аргументировать свою позицию?

Во-первых, аргументы должны быть обращены к ценностям аудитории. Например, уход персонала может быть проблемой для HR, но не для CEO, зато для CEO проблемой будут связанные с этим убытки. Убытки — хороший аргумент для СЕО, так как относятся к категории того, что для него важно и ценно.

Во-вторых, аргументы должны относиться к одной из четырех категорий: логика, статистика, мнение эксперта или кейс (факт). Все, что не из этих категорий, — не аргумент. Например, личное мнение спикера — не аргумент. У аудитории может быть свое мнение, ничуть не хуже вашего. Ищите другие аргументы.

Какие есть техники для улучшения навыков коммуникации?

Лучшая техника — умение слушать. Принимать обратную связь. Возьмем подготовку публичного выступления. Лучшее, что вы можете сделать, — рассказать его представителю ЦА, и дальше, не перебивая, не споря, без «да я же это и сказал!» — слушать и записывать возражения относительно ваших тезисов, сомнения в аргументации, что осталось непонятым. Слушать, слышать и изменять, исходя из услышанного. Крайне рекомендую.

Как общаться с аудиторией, которая настроена негативно?

Во-первых, уважительно. Надо признать, что у аудитории есть право быть так настроенной, и относиться к этому с пониманием и уважением.

Во-вторых, показать понимание проблем, сомнений, страхов и возражений аудитории. Представьте, что вы чиновник и отчитываетесь перед населением. Лучше начать не с того, что сделано, а с результатов опроса населения, на основании которого вы работали весь год. То есть в первую очередь «мы вас слушаем» и только потом — «мы делаем». Чем больше вы будете говорить о проблемах аудитории, тем лучше.

В-третьих, привлекайте, по возможности, аудиторию к принятию решения. Изложите все факты и предложите поискать решение вместе (даже если оно уже принято). Наконец, исследования подтверждают «эффект гонца» — к тому, что сообщает плохие новости, относятся негативно. Этот эффект можно сгладить — например, сделав видеоролик с плохими новостями, а вы потом уже появитесь с вариантами решений. Это лучше, чем сообщать самое плохое самому.

Еще больше на эту тему вы сможете узнать на программе.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie