Статья

Тренды в бизнесе и обществе

В мире наблюдается несколько глобальных трендов, которые будут неизбежно влиять на разнообразные стороны жизни людей, а значит, и на все аспекты общества, бизнеса, образования.
Тренды в бизнесе и обществе

Всё, что создает человек, всегда будет в тренде

Как отмечает руководитель Школы управления СКОЛКОВО Александр Ким, мы живем в период, когда ломаются старые парадигмы, в частности ведения бизнеса и даже мышления, но при этом выстраиваются новые. Технологический тренд, например, заставляет многие индустрии цифровизироваться, развивать и внедрять искусственный интеллект. И поскольку речь идет про глобальные тренды, то начавшиеся процессы будут продолжаться еще некоторое время.

В новых реалиях с учетом изменения географии взаимодействия с миром придется изобретать новые рецепты достижения ранее поставленных целей, а подчас и формировать новые цели. Сейчас однозначно прослеживаются несколько трендов, которые будут сказываться как на традиционных, привычных, так и на новых индустриях. На поверхности лежит привычное восприятие России как страны, богатой сырьевыми ресурсами, поэтому все технологические тенденции, связанные с цифровизацией и автоматизацией, будут так или иначе влиять на процесс разработки месторождений полезных ископаемых. Если говорить, например, про цифровые продукты, то нужны перспективные математические модели, которые позволят эффективнее осуществлять добычу.

В то же время цифровизация будет открывать новые области для ведения и развития бизнеса, такие как кибербезопасность. Они сейчас актуальны, как никогда, ведь «цифра» — это не только возможности, но и серьезные риски, которые никто ранее не учитывал должным образом. Более того, таких угроз со стороны потенциальных злоумышленников, с которыми сталкиваются сейчас, буквально несколько лет назад в индустрии попросту не было.

Интересные перспективы открываются и в работе с зеленой энергетикой. В целом мы будем наблюдать комплементарность цифрового развития тому, что происходит в классических отраслях народного хозяйства. Это и задачи, связанные с использованием цифровых решений в агроиндустрии, и материаловедение, которое станет одним из локомотивов развития экономики страны.

Александр Ким:

Все, что создается вокруг человека и связано с его жизнью, всегда останется в тренде. И крупные, и небольшие компании, да и государство тоже имеют возможность встроиться в эту «человекоцентричную» экосистему.

При этом очевидно, что человек никогда не довольствовался только «хлебом», ему хотелось бы еще и «зрелищ». Кроме того, все больше людей живут и будут жить именно в больших городах, а городская экономика — это экономика впечатлений, и она является драйвером роста города и его агломераций, а также, конечно, изменений.

Подробнее>>

Как определяются тренды

Тренд — это устойчивая тенденция, которая уже проявляется и окажет существенное влияние на контекст и среду ведения бизнеса в ближайшие 10-15 лет. Выявлять тренды не так сложно, поскольку изменения происходят объективно, фундаментально и долгосрочно, подчеркивает проректор по исследованиям Школы управления СКОЛКОВО, профессор бизнес-практики, академический директор Executive MBA, Алексей Калинин. По его словам, сложно предугадать динамику и сделать ставку на те или иные тренды. Для этого есть методы работы с будущим — прогнозы, форсайты, трендвотчинг, сценарии и нарративы, каждый из которых имеет свое назначение. И в совокупности они не являются ни взаимоисключающими, ни взаимозаменяемыми. Главное, что их объединяет — это необходимость регулярной практики.

Алексей Калинин выделяет несколько трендов, которые прослеживаются на разных уровнях.

В обществе:

  • гиперурбанизация: к 2050 году 80% населения Земли будут жить в городах;
  • глобальное старение: к 2050 году на Земле будет 4 млн человек старше 100 лет;
  • манифест поколения зумеров (1996-2010 год рождения): уже сейчас зумеры – это 40% потребителей, 25% рабочей силы;
  • одиночество: самый быстрорастущий тип домохозяйств — семья из одного человека, а точнее, человек с питомцем: +120 миллионов одиночных домохозяйств к 2030 году;
  • постправда: смерть фактологии, контекстность знания, пузырь фильтров.

В бизнесе:

  • экономика впечатлений как основная модель потребления;
  • креативная экономика как основная модель создания ценности;
  • платформенная экономика как основная модель отношений клиента-поставщика;
  • искусственный интеллект как основная модель нематериального мира;
  • биоэкономика как основная модель материального мира.

Тренды носят долгосрочный, фундаментальный характер. Именно это дает основание опираться на них при построении дальновидных стратегий, считает Алексей Калинин. И тем не менее тренды — это всего лишь общедоступный материал, а продукт — это уникальное стратегическое видение, среди прочего опирающееся на выбор из всего множества трендов, на которых зарабатывать, какие игнорировать, а каких опасаться.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie