4 августа в интернете появился скриншот письма основателя и гендиректора Xsolla Александра Агапитова, где говорится, что компания расстается со 150 работниками — они составляют практически треть команды. Основанием для увольнения послужил анализ активности сотрудников в цифровых рабочих сервисах, по результатам которого они были признаны невовлеченными и неэффективными. Мы попросили прокомментировать кейс Елену Витчак, профессора бизнес-практики СКОЛКОВО:
«На основании скриншотов нельзя судить о том, насколько действия руководства в данном случае целесообразны — пандемия породила новые форматы взаимоотношений между работником и работодателем. За прошедшие полтора года прошла не одна волна сокращений, а многие, кто сохранил места, попали в незащищенную позицию: отсутствие стандартных гарантий и льгот. На смену привычным способам оценки эффективности команд начали приходить алгоритмизированные инструменты. Очевидно, что их использование может и будет приводить к неоднозначным кейсам.
То, что сейчас происходит в Xsolla, — начало масштабного процесса трансформации. Меньше стабильности, но при этом удар принимает на себя работник, а не корпорация. Чтобы постоянно показывать эффективность на удаленной работе, сотруднику нужно более тщательно планировать и распределять свою нагрузку. При этом защиты от несправедливого увольнения все равно нет.
Основной этический вопрос здесь касается роли механизмов алгоритмического контроля и управленческого надзора. Алгоритмические системы репутации и рейтингов позволяют осуществлять инвазивный и безотчетный контроль над рабочей силой, предоставляя администраторам платформы значительные полномочия для управления алгоритмами подсчета очков и сопоставления, которые управляют платформой и влияют на решения о распределении рабочих мест. Например, платформы увольняют или «деактивируют» работников без предварительного уведомления.
Использование непрозрачных алгоритмических систем также может привести к несправедливым результатам, когда «лучшие» (с самым высоким рейтингом) работники получают все большую и растущую долю доступной работы, а некоторые группы работников подвергаются дискриминации. Расширенные возможности автоматического, алгоритмического управления и надзора на платформах gig economy также способствуют крайней коммерциализации человеческого труда, тем самым обеспечивая совершенно новый уровень прекариата (непредсказуемости занятости, без гарантий. — Прим. ред.) рабочей силы.
Для обеспечения прозрачности и подотчетности алгоритмических систем, а также обеспечения компенсации за решения, принятые этими системами, необходимы более строгие гарантии. Это может включать использование алгоритмических оценок воздействия и алгоритмических аудитов для обеспечения того, чтобы использование алгоритмических систем платформами gig было как можно более справедливым и прозрачным».