Образовательная программа | Лидерство и личное развитие | Открытые программы

Сила наших связей: как формировать свое окружение

Программа, посвященная управлению социальным капиталом и созданию эффективной системы социальных связей
Запросить презентацию
01 декабря 2023
Статья

Светлана Миронюк: личный бренд – это вектор в будущее

Что такое успех и в чем его измерять, почему так важно формировать портфель собственных компетенций и всем ли нужен личный бренд – важные вопросы, касающиеся личного развития, в подкасте «После дедлайна» подняла Светлана Миронюк, профессор бизнес-практики, проректор Школы управления СКОЛКОВО.
Светлана Миронюк: личный бренд – это вектор в будущее

Успех сегодня – что это

Есть выражение «успешный успех», это ирония в отношении канонического представления об успехе: позиция, должность, деньги, влияние, власть. Но мир настолько сильно изменился, что он ломает это устоявшееся представление. Пожалуй, сейчас невозможно дать академическое определение успеха, оно очень индивидуально из-за набора тех ценностей, которые есть у каждого человека. На определение влияет видение, куда он движется и зачем, а также ответы на экзистенциальные вопросы, которые возникают в определенном возрасте: кто я, зачем я, куда я? Понятие успеха очень сильно, динамически начинает меняться у нас на глазах.

При этом может быть и успех без счастья. Но это зависит от того, что ты выбираешь для себя в жизни. Счастье – сложная категория. Даниэль Канеман (психолог, основоположник поведенческой экономики – прим.ред.), исследуя вопросы рациональности мышления человека, в том числе касается того, как мы понимаем счастье.

Многие задаются вопросом, существуют ли личностные качества, которые предопределяют успех. Скорее нет, чем да. Есть исследование о том, что зачастую успех часто – это случайность. Ты оказался в нужном месте в нужное время и не упустил свой шанс. И вот это и есть дорога к успеху в большей степени, чем личностные качества, предопределенность.

«Можно родиться гением, но не реализовать свою гениальность»

Рецепта по формированию набора компетенций нет, это как гадание про будущие профессии. Если посмотреть два-три исследования на эту тему, станет понятно, что жизнь оказывается сложнее и проще одновременно, а наша способность предугадывать или прогнозировать, что будет нужно через следующий шаг, – крайне низкая, потому что мы свои прогнозы делаем на основе прошлого опыта.

Мы делаем прогнозы на основе линейной логики, а мир экзистенциальный, экспоненциальный, он развивается точно не по линейной логике. И умение видеть длинные тренды – пожалуй, большое искусство, которым можно пытаться овладевать. Это насмотренность, начитанность, широта кругозора, а не специализированное образование, которое делает тебя суперспециалистом в очень узкой сфере. Если сочетать одно с другим – это дает не то чтобы гарантии, но как минимум шансы не ошибиться с выбранным сценарием.

Понятие портфельной занятости

Сегодня прослеживается ощутимая тенденция к портфельному подходу. Это очень заметно по аудитории слушателей Школы СКОЛКОВО: если раньше в классе были один-два человека, реализующих такой подход, то сегодня таких почти половина, если не большинство. Это не обязательно занятия, которые приносят деньги или дают какие-то бенефиты, это может быть что-то, во что человек вкладывает свой нереализованный по основному месту работы потенциал: от воспитательного до игрового и какого угодно. И мы все сейчас становимся носителями портфеля своих карьер, что и придает адаптивность: у тебя «сжалось» основное место работы, но у тебя было три проекта, в которых ты сейчас, перейдя в них, чувствуешь себя более устойчивым. Более того, в них развиваются новые компетенции. 

Но портфель может сложиться и на одном месте работы. Например, кто-то работает в большой корпорации, где есть стратегия продвижения и развития, даже стратегии карьерного роста – это не только углубление в своей специальности, но и участие в кросс-функциональных проектах. То есть тот же портфельный подход, только внутри корпорации. Чем шире демонстрация своей экспертности, профессионализма внутри даже одной корпорации, тем быстрее движение по карьерной лестнице.

Личный бренд – это не репутация или имидж

Когда в Школе управления СКОЛКОВО запустили онлайн-курс про личный бренд, там было два профессора: мы вели курс вместе с очень известным гарвардским профессором Дори Кларк, она экс-журналист, а потом из медиа перешла в образование. Когда запускали этот курс, казалось, что он совершенно несерьезный, несколько «лайтовый», такой вспомогательный курс для людей, которых интересует публичность. Каково же было удивление, что рост запросов на участие в этой программе начал увеличиваться из месяца в месяц. Причем на него приходили люди даже со своими собственными каналами, очень раскрученными. Зачем и почему? А потому что у людей, которые вроде бы реализовали себя в публичной сфере, тоже был внутренний запрос на структурирование: про что я? Потому что личный бренд, и это удивительно, – это в первую очередь работа с самим собой, осознание своей ценности.

Если осознать в чем собственная профессиональная, публичная (какая угодно) ценность, в зависимости от того, какие цели ставятся, то можно понять, как ее транслировать, какие нужны каналы, способы, какой вид коммуникации максимально ответит на это очень личное понимание своей ценности. И получилось, что на курсе ⅔ времени уходило на то, чтобы помочь людям разобраться в том, в чем их ценность.

То есть личный бренд – это ценность, выставленная вовне, транслируемая вовне массовой аудитории или профессиональной внутри компании. Это как IPO на фондовом рынке, ты готовишься к IPO, IPO коррелирует с твоей капитализацией, и тебе приходится заниматься раскрытием информации. Если искать аналоги в финансовом сегменте, я бы поискала, скорее, через IPO, чем через бренд компании. Мне кажется, между брендом компании и личным брендом дистанции побольше. Твоя капитализация очень сильно зависит от того, какой личный бренд в профессиональной области ты сложил. 

Есть два простых вопроса, которые помогают разобраться со своей ценностью. Они оба кажутся смешными, но поиск ответов помогает распаковать в себе очень интересную ценностную составляющую, о которой точно раньше не задумывался.

Первый вопрос: кому вы помогаете? Помогаете не в бытовом смысле этого слова, а кому приносит пользу то, что вы умеете делать. Кто эти люди, что они видят в вас такого, что запрашивают, просят, обращаются за советом, за помощью? Это первый путь, как выяснить, в чем ваша ценность.

Второй путь – задать вопрос окружающим, причем чем шире выборка, тем объективнее информация. Можно спросить у людей, в каком качестве они могли бы вас рекомендовать и кому? Если такой вопрос задать десятку людей – близких и далеких, получаются очень интересные ответы, которые точно покажут фокус вашей ценности, воспринимаемый вовне.

Сочетание этих двух составляющих может помочь очень четко структурировать, из чего сложен ваш бренд сегодня, каким хочется видеть его завтра, к чему он ведет. Потому что еще одна очень важная вещь, связанная с личным брендом, – это вектор, который вас куда-то движет. Тот коридор, который вы себе выбрали – образовательный, профессиональный, портфельный – вас куда-то дальше ведет или приведет.

Таким образом, бренд и репутация – это не одно и то же. Репутация – это прошлый опыт взаимодействия с человеком и, как правило, оценка по одному-двум критериям и в узкой профессиональной среде. Собственно, она возникла в средневековых цехах, репутация была равна праву на жизнь, например, если цех ткачей или кузнецов тебя в силу каких-то обстоятельств вышвыривал, то выжить в городе даже большому мастеру было очень сложно. Но репутация, повторю, это прошлый профессиональный опыт.

Личный бренд, наоборот, устремлен не в прошлое, а в будущее, он лежит на репутации, как на фундаменте. Но не обязательно. Потому что даже проколы в прошлом опыте он прощает или позволяет их завуалировать и прикрыть.

«Бренд – это вектор вперед, в будущее, в завтра, а репутация – это фундамент прошлого опыта»

Социальная среда и социальные баллы

Есть то, что можно назвать социальной валютой. Такая ценность, которую мы даем и берем, обмениваем, помогаем кому-то, нам кто-то помогает. Во всем этом формируется социальная валюта. Чем больше количество взаимодействий с другими людьми, чем больше количество проектов, активностей, в которые вы вовлечены, тем богаче и разнообразнее эти социальные биткоины. И они дают больше возможностей. 

Социальная среда – это огромный ресурс, который многие, может быть, недооценивают. Есть исследование, в котором анализировали взаимозависимость между благосостоянием людей и тем, где они учились и с кем они общались. Выяснилось, что основной социальный капитал у состоятельных в будущем людей формируется в университетах. Чем состоятельнее люди в будущем, тем больше контактов, отношений, дружеских связей у них сложилось во время университетского времени. Университеты – это прекрасная площадка, маркетплейс для того, чтобы наполниться контактами, связями и отношениями, которые будут работать на вас следующие лет 15-20.

У поколения, которому сейчас 30-40 лет, этот период будет, скорей всего, поменьше, завязавшихся в вузе отношений уже не хватит так надолго, нужно будет свои отношения и связи с другими людьми пополнять через новые способы: обучение, работа в компании и т.д. Пик наработки социального капитала здесь и сейчас в университетах – от 20 до 27 лет.

Нужно ли в принципе высшее образование

Лет пять назад появился тренд, и многие говорили: вот появились онлайн-университеты, это прекрасные образцы, хочешь – получай онлайн-MBA, хочешь – онлайн-диплом. Потом те, кто вошел в это цифровое получение знаний, почувствовали отсутствие контактов с классом, в котором учишься. Может быть, для бакалавров и магистров это не очень заметное качество. Чем более взрослая аудитория в классе, тем заметнее, что роль преподавателя – это в большей степени роль фасилитатора, нежели носителя знаний, как это было в доцифровом мире. Я очень удивлялась, когда раньше слышала от западных профессоров: «The knowledge is in the class». В классе не меньше знаний у людей в сравнении с тем, что дает профессор. И только на стыке одного с другим, в дискуссиях рождается интересное решение.

В модели, в которой мы воспитаны, роль профессора и преподавателя все же доминирующая, это гуру, который принес зерна знаний. На самом деле в цифровом мире такие ядра знаний могут быть у отдельных людей, откуда-то полученные, начитанные, насмотренные, которые могут составить конкуренцию или как минимум быть очень интересными в том диапазоне, который ты пришел людям показать, рассказать, который способен повести за собой. Потому что образование – это ведь путь, а не точка, не багаж, не сосуд. Возвращаясь к вопросу о том, получать образование или нет, – да, можно большую часть образовательного сценария выстроить через самообразование, через домашнее обучение. Но социальная часть бесконечно важна, и пока непонятно, чем ее можно заменить. Поэтому после пандемии, невзирая на огромный скачок в онлайн-образовании, все вернулись к офлайн-формату.

Новое течение времени

Мы попали в то время, когда наша жизнь растянулась как резинка. Мы должны будем и в силу обстоятельств, и в силу большей энергии в сравнении с тем, что было полвека назад, активно работать как минимум лет до 70-75. Мы уже видим примеры в более старшем поколении, это произойдет с нами и уже происходит.

Нынешним 30-40-летним надо будет продуктивно работать лет до 80-85. Поэтому не хватит одного образования от 20 до 80, не хватит одного жизненного сценария в одной индустрии, в одной компании, в одной отрасли. Придется, вспоминая Тоффлера (философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества – прим. ред.), учиться и переучиваться, а чтобы переучиваться, «придется разучиваться». Что такое разучиваться? Отказываться от старых догм, от старого опыта, на котором основана репутация, и набираться новых знаний и уже с ними двигаться дальше. На одной и той же репутации 50-60 лет продуктивно не проедешь. Когда начинаешь думать об этих больших цифрах, сразу же меняется и представление об образовании. Оно просто становится неким параллельным с работой и жизнью процессом. 

Мысль, о которой многие не помнят, – поколение, родившееся в 2000 году, будет жить 100 плюс лет, что статистически доказательно. То есть 20 или 30 лет – это не только еще не середина жизни, а это ее самое-самое начало, и в ней нужно сохранить энергию на предстоящие 75 лет. И надо ли добиться успеха в каноническом понимании этого слова вот прямо к 30? Вот этот горизонт задает хорошую рачительность в отношении того, как и какие ресурсы вы готовы тратить.

***

Статью подготовила Ирина Кедровская

(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie