20 февраля 2024
Статья

Этичность, власть и эмоциональный интеллект как важные атрибуты лидера

О природе лидерства и возможностях его реализации, в том числе основанных на личном опыте, рассказал профессор Школы управления СКОЛКОВО, генеральный директор Национального Альянса по устойчивому развитию Андрей Шаронов во время интервью из серии «Разговоры о лидерстве» в рамках проекта «Говорят в СКОЛКОВО». Основные тезисы разговора с директором центра лидерства Еленой Клековкиной — в материале inTrend.
Этичность, власть и эмоциональный интеллект как важные атрибуты лидера
Источник: Unsplash

Три атрибута лидерства

Питер Гай Нортхаус определял лидерство как процесс влияния на группу людей для достижения общей цели.

Один из вариантов влияния  субординация, по сути, то, чем отличается лидер от начальника. 

Влияние на группу людей: лидера не может быть без последователей. Они — альтер-эго лидера. Как только последователи исчезают, то лидер исчезает вместе с ними.

Общая цель. Лидер «выбирается» не потому, что он поражает нас своей красотой, умом, размером кошелька, а потому что последователям нравится та цель, к которой он призывает.

Лидерство — это явление такого же порядка, как любовь, общество. Этих понятий не существует, их нельзя ощутить, их нельзя измерить, можно измерить косвенные параметры. И вот поэтому с лидерством всегда сложно. Так вот что он [Нортхауc – прим. ред.] говорит: лидерство — это как красота, ее очень трудно описать, но если она есть, вы это видите.

О мотивации и форме лидерства

Содержание человека гораздо важнее, чем структура, в которую он «вставлен» если у человека есть содержание, он реализует его даже при не очень удачной структуре. Если у человека нет содержания, то никакая блестящая структура не спасет ситуацию. Это не значит, что надо забыть о структуре, если ты обращаешь внимание на человека: хорошая структура может помочь, плохая сильно помешать. Важно помнить, что это не замещаемые вещи.

Изначально кажется, что способность доминировать является признаком лидерства, но на самом деле это демотивирует людей, пугает, может заставить людей что-то сделать, но только из-за страха за свою жизнь, за свою карьеру. Это не дает людям по-настоящему раскрыться: человек раскрывается, когда ему хорошо, когда возникает доверие, когда он чувствует, что его уважают, когда он не должен думать о выживании. Основное отличие лидера от менеджера — это факт внутреннего признания со стороны последователей, которые делают это не под присягой, не из давления, а внутри. Лидерство никогда не формализуется.

Этическое лидерство

 Есть два подхода к лидерству: первый заключается в достижении цели, это можно сформулировать, как «цель оправдывает средства». Он включает в себя эгоизм, альтруизм и промежуточную стадию — утилитаризм. Второй подход предполагает, что важна не только цель, которую достигает лидер, но и средства, которыми он ее достигает. Этическое лидерство — это лидерство, в основе которого лежат ценности.

В Школе СКОЛКОВО программа LIFT (Leadership Identity, Foundation And Transformation) посвящена прежде всего самопознанию, мы помогаем человеку разобраться в себе, нужно научиться самоанализу и делать это регулярно и безболезненно. Мы исходим из того, что все, что нужно, уже есть внутри человека, просто воспитание, социальное окружение, представление о хорошем и плохом не позволяет выложить это все на стол.

Эмоциональный интеллект и здоровье лидера

Руководитель всегда приносит какие-то паттерны, образцы лидерства, культуры общения в коллектив — это может заместить существующие, может не заместить. Иногда приходится конфликтовать, проявлять власть. Лидерство — это всегда про власть: даже в небольшом коллективе будут и сторонники, и противники, и будет середина. Для лидера крайне важен эмоциональный интеллект —  не только способность распознавать эмоции других, но способность распознавать прежде всего свои эмоции, освобождаться от собственных социальных стереотипов.

Когда я прихожу в класс, я пытаюсь получить обратную связь на то, что я говорю. Я очень не люблю читать лекции, я люблю говорить, размышлять. Я не столько рассказываю людям о каких-то вещах, я рассказываю о своем отношении к этим вещам и хочу получить их рефлексию и обратную связь

Вообще одно из самых главных заблуждений взрослого человека, что обучение — это поглощение информации. Самое главное в изменении поведения. Если поведение не поменялось — вы не обучились, даже если вы проглотили огромное количество информации. Тогда это просто информирование.

В непосредственной связке с образованием и духовным ростом идет забота о физическом теле: если тело не здорово, оно не продуцирует высокие мысли. Физическое состояние — это не только поднимаешь ли ты гири и бегаешь ли ты в футболе, а то, что и как ты ешь, и как ты спишь. Отношение к основе и к еде — форма уважения к себе. Еще больше чем плохой пищей мы отравлены плохой информацией, это мешает гармоничному целостному и ценностному развитию.

Наконец, любовь к себе и людям. Любовь — это очень прагматичная вещь, если это искренне, если это не имитация. Если человек любит себя, не обоготворяет, а именно любит, относится к себе с уважением и с интересом, то только в этом случае он может уважительно и с интересом относиться к другим людям.

***

Разговор о лидерстве предполагает многоуровневый подход. В апреле в Школе управления СКОЛКОВО пройдет конференция Leadership Day SKOLKOVO. Хедлайнером мероприятия будет Андрей Шаронов, а участники смогут поработать в группах, где вместе со специалистами будут анализировать реальные ситуации, касающиеся проявления лидерских качеств.

***

Статью подготовила Вера Макарова

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie