05 октября 2021
Статья

Доверие как новая нефть. Социальные связи после пандемии

Социальные связи всегда оказывали сильнейшее влияние на карьеры и судьбы людей. Без них невозможно нормальное функционирование не только бизнеса, но и общества в целом. Однако развитие технологий и гибридных форм занятости ведет к ослаблению традиционных связей, все больше заменяя их на виртуальные и трансформируя коммуникации внутри и между организациями.
Доверие как новая нефть. Социальные связи после пандемии
Источник: Бизнес-школа СКОЛКОВО

В рамках программы «Переговоры в новой реальности: от выживания к успеху» в Московской школе управления СКОЛКОВО состоялся вебинар «Сила социальных связей в современной бизнес-реальности». Старший преподаватель бизнес-школы СКОЛКОВО Кристина Алоян, партнер-учредитель и председатель совета директоров UWC Dilijan College в Армении, сооснователь сообщества Noôdome Вероника Зонабенд и руководитель отдела обучения, инноваций и качества компании Innovisor Ричард Сантос Лаллеман обсудили, как трансформируются связи в эпоху пандемии и цифровизации.

Из офлайна в онлайн и обратно

Человеку с рождения присуще чувство сопричастности к различным социальным группам. Едва научившись различать голоса и лица, он начинает ощущать связь с самыми близкими людьми — его родителями и членами семьи. В ходе дальнейшей жизни его самоидентификация распространяется на более широкие группы — религиозную, национальную, профессиональную и многие другие. Для сотрудников компании важны социальные связи с коллегами и руководством, для предпринимателей — нетворкинг внутри бизнес-сообщества и в смежных сферах. 

Отношения во всех перечисленных группах не статичны, они меняются вместе с обществом. Едва ли можно сравнить коммуникационные практики в компании XIX века и в современной фирме. В то же время пандемия значительно увеличила скорость этих изменений и форсировала переход общения из физической реальности в цифровую. 

Новые реалии несут в себе ряд очевидных преимуществ. Тотальная цифровизация, по сути, делает неактуальным географический фактор — сегодня осложнить коммуникацию между Москвой и Лос-Анджелесом может разве что разница во времени. Электронная почта, социальные сети и мессенджеры создают возможности для установления и поддержания бизнес-контактов по всему миру.

Тем не менее одновременно с ростом количества социальных связей снижается их качество. По мнению Зонабенд, пандемия показала, что, несмотря на сотни и тысячи виртуальных друзей, в действительно трудной ситуации индивид может рассчитывать лишь на людей из своего ближнего круга, которым небезразличны его жизнь и здоровье. Современный человек привыкает к тому, что он с детства окружен двойными стандартами и ложью, которая стала новой нормой. Он слышит ее из уст политиков, бизнесменов, учителей, коллег. Все это создает барьеры в общении и обесценивает социальные связи. Доверительные отношения становятся редкими и ценными, как никогда ранее.

Даже семейные отношения претерпевают существенные изменения — происходит переосмысление традиционного социального контракта, в том числе за счет большего равенства полов. Совершенно иным становится положение детей, которые сегодня значительно автономнее, в том числе в финансовых вопросах, чем их сверстники из предыдущих поколений. Сам выбор семейной модели становится все более полярным. В то время как одни ищут в большой семье источник силы и поддержки, другие вовсе отказываются от формирования семьи и связанной с ней ответственности. Современные технологии и социальная инфраструктура позволяют им находить для себя иные группы и форматы сопричасности, в том числе чисто цифровые. 

По мнению сооснователя сообщества Noôdome, в условиях кризиса традиционных социальных связей особое значение обретает создание новых кругов общения, основанных не столько на принадлежности к одной и той же социальной группе, сколько на общих ценностях, интересах и видении будущего (как узкогруппового, так и глобального). В свою очередь, не только географическое положение, но и социальный статус и финансовые возможности людей отходят на второй план. Можно говорить о том, что технологии в какой-то степени выступают в роли уравнителя — в онлайн-коммуникациях интеллектуальные и творческие возможности важнее, чем демонстрация достатка.

Найти рядового лидера

В целом для всех социальных сфер становится все более характерна неопределенность. Это создает дополнительные риски для бизнеса, поскольку сегодня работодатель как никогда ранее зависит от своих работников. Качество социальных связей внутри компании таким образом становится ключевым фактором ее успеха или неуспеха. Однако можно ли управлять социальными связями и как заставить их работать на благо бизнеса? По мнению Лаллемана, в управлении внутригрупповыми процессами, как и везде, нужен системный подход, опирающийся на доказательную базу.

В первую очередь руководству необходимо выявить существующие в компании барьеры — как институциональные, так и неформальные, даже бессознательные. После этого, когда проблема определена, необходимо провести анализ социальных связей исходя из стоящих перед фирмой целей. Одним из ключевых факторов успеха такой стратегии является выявление реальных инфлюенсеров внутри коллектива. Обычно 3 % сотрудников компании влияют на 97 %. Именно этих людей необходимо назначить агентами изменений, направленных на устранение внутренних барьеров и мобилизацию коллег на правильные цели. Если же подобных неформальных лидеров не вовлекать в процесс корпоративной трансформации, их влияние, наоборот, может стать деструктивным для фирмы.

Выбор неправильных драйверов реформ — одна из распространенных ошибок руководителей компаний. Зачастую они назначают агентов изменений на основе субъективных критериев, то есть отбирают тех, кто кажется удобным и подходящим лично им. Нередко на эту позицию выдвигают людей, которые не слишком вовлечены в работу компании и их «нужно чем-то занять». В то же время далеко не всегда такие сотрудники пользуются уважением и авторитетом в коллективе. Напротив, реальные лидеры мнений могут находиться в тени в силу своей позиции или интровертивного характера. Представитель компании Innovisor привел пример из личного опыта. По его словам, неправильный выбор агентов изменений в одной из фирм, где он работал, привел к фиаско и значительным убыткам.

По словам Лаллемана, в период пандемии, когда сотрудники работают удаленно или по гибридной схеме, неизбежно возникают проблемы со взаимодействием внутри организации. Объем совместной работы, выполняемой сотрудниками, снизился в среднем на 30 %. Если раньше на полноценную интеграцию новичка во все корпоративные социальные связи уходило около двух лет, то сегодня этот период увеличивается в два раза. Компаниям приходится «изобретать велосипед», чтобы укрепить взаимодействие между сотрудниками в новых условиях, и это ведет к потере ресурсов.

Зонабенд отметила, что в современном мире меняются также корпоративные стандарты и мотивация сотрудников. Сегодня все больше работников стремятся получить от компании не только хорошую зарплату, но и возможности для профессионального и личного развития, открытие новых карьерных перспектив. Люди — самый ценный ресурс для современных компаний. Поэтому ведущие технологические корпорации, такие как Google и Apple, уже предпринимают шаги для того, чтобы отношения работодатель-сотрудник постепенно смещались в сторону взаимной выгоды.

Понять другого

В заключительной части вебинара спикеры сформулировали свое видение того, какие качества необходимы хорошему коммуникатору. По мнению Лаллемана, в первую очередь ему нужно быть экспертом в своей области и энергичным человеком, способным заряжать и мотивировать других. Кроме того, руководителю, желающему управлять социальными связями, необходимо разбираться в том, какие барьеры и стереотипы существуют в отношениях между людьми. Тогда он сможет предпринимать эффективные меры по их устранению.

В свою очередь Зонабенд подчеркнула, что для успешного коммуникатора очень важно быть любопытным и обращать внимание на детали, в том числе в поведении контрагентов. Чтобы количественные связи перешли в качественные, необходимо вкладывать время и энергию в отношения с людьми. Кроме того, коммуникатору важно постоянно расширять свои границы и выходить из зоны комфорта. Зачастую это позволяет установить по-настоящему ценные связи.

Пандемия и глобальный переход в онлайн показали, что социальные связи сегодня крайне важны для людей и компаний. При этом доверительные отношения становятся все более редкими и ценными. Прямой диалог с сотрудниками и поиск объединяющих ценностей, учитывающих интересы работников, способны стать мощным драйвером для развития бизнеса.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie