«Вебинарный формат, когда преподаватель говорит на камеру, отвечает на вопросы или спрашивает выученный материал, — тупиковая ветвь развития дистанционного образования, примерно как пейджеры на заре мобильных телефонов», — написал Конанчук в статье для Harvard Business Review Россия.
По его словам, пандемия показала, что в условиях локдауна и других социальных ограничений необходимо проектировать не образовательную программу, а обучение как часть жизни человека «на удаленке». Иными словами, важно не только учитывать распорядок дня и образ жизни учащегося, но и специально работать с удержанием его внимания.
В частности поэтому во время пандемии появились гибридные форматы, объединяющие преимущества образования и медиа. Например, бизнес-школа СКОЛКОВО запустила образовательные онлайн-сессии, которые по формату близки к реалити-шоу. В специальной студии SKOLKOVO Glassroom можно создавать красивые телевизионные планы и эффект присутствия профессора и студентов в одном помещении. У каждой образовательной сессии есть свой сюжет, построенный вокруг сложной управленческой ситуации или проблемы, для нее пишут подробный поминутный сценарий, как к фильму или ТВ-шоу. Профессор ставит перед участниками вопросы, на которые нет правильного ответа, и студенты вместе ищут варианты решений, становясь героями сюжета. Такой формат обеспечивает интерактивность и полную включенность участников процесса.
Подобные эксперименты с онлайн-обучением в режиме LIVE проводят сегодня университеты и образовательные стартапы по всему миру. Все эти проекты базируются на трех общих принципах: живое знание, интерактивный формат и новое цифровое образовательное пространство, поясняет Денис Конанчук.