Адаптивность — это одно из самых главных качеств, которые есть у российского бизнеса. Начиная с пандемии мы видим примеры, как заложенный благодаря ней потенциал в разных видах проявляется, бизнесы выживают и развиваются. Все явления, происходящие у нас в экономике, создают еще больший повод тренировать этот навык, и 100% есть куда! Простые решения постепенно исчезают, остаются только очень умные решения, и за этим — к нам в СКОЛКОВО. Мы аккумулируем все практики, которые существуют в мире, знакомим с ними наших слушателей, чтобы они смотрели и думали, что из этого можно взять и применить в стране. Если где-то практика интересная, даст дополнительную стоимость и ценность для страны, то надо брать и заниматься этим, — сказал Ким, выступая в эфире телеканала РБК-ТВ.
В частности, речь идет о Глобальном Юге, где многие российские компании ищут новые возможности в результате закрытия тех или иных прежних возможностей: «Россия в любом смысле является частью мировой экономики. Бизнес не сидит не месте, в нем всегда есть огромное количество активных людей, которые ищут новые возможности. Если что-то было вне фокуса — так это просто солнце так ярко светило, что звезд не было видно. А оказывается-то и другие звезды есть!»
Рассуждая о возможных пределах адаптивности, ректор отметил, что в 2024 году почти половина компаний, чьи менеджеры проходят обучение на тех или иных программах Школы, находится в фазе роста.
Это означает, по сути, что рост на пределе. Мы начинаем сталкиваться с тем, что все простые способы заканчиваются. Ресурсов, в том числе человеческих, меньше, они становятся дороже. И у компаний появляется больше запросов на операционную эффективность, как делать такие инвестиции, чтобы они приносили быстрый результат, как улучшить корпоративную культуру, чтобы сотрудники давали больше и при этом не выгорали и чувствовали, что они лично растут, создают большую ценность для себя, своих семей и общества. Это тоже становится важным аспектом. По крайней мере, наши исследования показывают, что для молодого поколения суперважны смыслы того, что они и компании делают. Поэтому запас точно есть, — подчеркнул Ким.
По его словам, макроэкономические факторы, такие как валютные курсы или инфляция, для российских менеджеров и владельцев бизнесов остаются лишь элементами в уравнениях, в отличие от того, что находится в сфере управления непосредственно самих компаний.
Они концентрируются на том, что находится в их области контроля и чем можно управлять. Проводя опросы, мы видим: это операционная эффективность, развитие персонала с точки зрения его готовности к новым вызовам, это история, связанная в принципе с персоналом и наличием квалифицированных кадров. В топе тем, с запросом которых к нам приходят на обучение компании, корпоративная культура и корпоративный бренд, работа с нематериальными факторами, которые позволяют удерживать и развивать у себя персонал. Сейчас не только надо требовать, чтобы приходящие юные сотрудники чему-то соответствовали, но и работодателю тоже надо соответствовать меняющимся внешним обстоятельствам и условиям, — пояснил Александр Ким.
Ректор СКОЛКОВО напомнил, что HR-бренды влияют на привлечение людей, а внутри компаний их культуры должны создавать нематериальные стимулы, мотивацию на развитие, обеспечивать возможности раскрытия потенциала и комфортные условия труда, чтобы сотрудники разных поколений могли «профессионально и личностно найти тот баланс, запрос на который, как мы понимаем, сейчас сильно возрос».