24 июня 2025
Статья

EBITDA через цифру: как CIO О’КЕЙ превратил ИТ-стратегию в драйвер роста

Современный ретейл сталкивается с тройным вызовом: давление онлайн-платформ, рост операционных издержек и меняющиеся запросы клиентов. Подход Николая Жаворонкова, сочетающий стратегическое планирование с agile-реализацией, позволил не только адаптироваться к новым реалиям, но и создать основу для устойчивого развития бизнеса.
EBITDA через цифру: как CIO О’КЕЙ превратил ИТ-стратегию в драйвер роста

Николай Жаворонков, CIO сети гипермаркетов О'КЕЙ и выпускник программы Школы управления СКОЛКОВО Digital Shift (ex-CDTO), на практике показал, как интеграция цифровых решений в бизнес-процессы усиливает конкурентные преимущества компании.

В традиционном бизнесе с уже высоким уровнем цифровизации стояла задача внедрить цифровую стратегию без сбоев в работе и потерь эффективности.

Для меня это был вызов: я только пришел в компанию и должен был быстро сформировать стратегию, защитить ее и начать реализацию. При этом О’КЕЙ — не стартап, а зрелый ретейлер с устоявшимися процессами. Цифровизация здесь — не про эксперименты, а про EBITDA, — отмечает Николай. 

Зачем ретейлу цифровая трансформация?

Розничные сети сегодня сталкиваются с тремя ключевыми вызовами:

  1. Конкуренция с новыми форматами торговли
    Онлайн-платформы перехватывают клиентов с помощью удобной доставки и персонализированных предложений. А магазины формата «у дома» выигрывают за счет удобного расположения.
  2. Проблемы операционной эффективности
    Крупноформатные торговые точки несут высокие эксплуатационные расходы. Отсутствие точного прогнозирования спроса может привести одновременно к избыточным запасам и дефициту товаров. Ручное управление ценами и ассортиментом будет фактически снижать товарооборот, к тому же отрасль сталкивается и с острым дефицитом линейного персонала.
  3. Новые ожидания покупателей
    Современные потребители ожидают персонализированного подхода, бесшовного многоканального опыта и гибкого ценообразования. Без цифровых инструментов удовлетворить эти требования становится крайне сложно.

Ключевые барьеры на пути цифровой трансформации

Ограниченность ресурсов

Ключевая задача — делать больше с имеющимися ресурсами. 

Мы стараемся максимально использовать те ресурсы, которые у нас есть: развиваем внутреннюю команду, занимаемся портфельным управлением, то есть отдаем приоритет тем инициативам, которые дают измеримый экономический результат.

Сопротивление изменениям

Культурные барьеры — один из главных вызовов трансформации. Многие проекты в компаниях не реализуются из-за отсутствия согласованных процессов, нежелания договариваться на топ-уровне, противостояний между подразделениями. Задачи лидера в таких условиях:

  • непрерывно продвигать повестку изменений и менять контекст;
  • демонстрировать конкретные примеры успеха;
  • использовать «мягкую силу» для трансформации команды.
Нам удалось создать команду, которая сконцентрирована на реализации стратегии, а не на преодолении сопротивления, — подчеркивает Николай Жаворонков. 

Отсутствие согласованности

Для успеха трансформации критически важно объединить всю команду общими целями и ключевыми показателями эффективности. Такой подход позволяет создать единую систему координат для всех подразделений — и ИТ, и бизнеса.

Стратегия цифровой трансформации О'КЕЙ: от логистики до маркетинга

Цифровизация затронула все ключевые направления бизнеса:

Финансовая эффективность (Less and more money)

Стратегия О'КЕЙ строится на принципе: сокращение затрат там, где это не влияет на качество, либо увеличение доходов на существующих бизнес-процессах. Ретейл-сеть фокусируется на масштабировании успешных решений, что позволяет получать дополнительную прибыль с уже имеющихся активов. 

Новые источники дохода

Компания развивает принципиально новые направления, такие как продажа палет, коммерциализация накопленных данных.

«Интересно, что первый клиент в области монетизации данных нашелся среди моих однокурсников в СКОЛКОВО. Это наглядный пример того, как важны нетворкинг и кросс-индустриальное взаимодействие», — отмечает Николай Жаворонков.

Коммерция

Приоритеты в коммерческом блоке:

  • централизация и автоматизация управления ценообразованием,
  • монетизация данных,
  • цифровизация мерчендайзинга и управление планограммами.

Логистика

Логистические проекты включают:

  • Автозаказ и разработку алгоритмов прогнозирования и пополнения регулярного и промо-ассортимента;
  • Внедрение системы контроля оборотной тары (продажа палет), которая уже показывает значительный экономический эффект.

Розничные операции

В магазинах О'КЕЙ внедряет:

  • кассы самообслуживания;
  • цифровые системы управления задачами персонала;

Маркетинг

Маркетинговая трансформация включает:

  • развитие персонализированных промоакций;
  • совершенствование программ лояльности;
  • работу с клиентским опытом
  • интеграцию с крупными маркетплейсами.

ИT-инфраструктура

Основа всех преобразований — надежная ИT-база: продуманная технологическая стратегия, комплексная система информационной безопасности. 

«Вся цифровая трансформация базируется на ИT-решениях и управлении данными. Этот фундамент многие недооценивают, но без него серьезные изменения невозможны», — поясняет Николай Жаворонков.

Измеримые эффекты

Цифровизация уже приносит конкретные результаты:

  • Автоматизация управления ценообразованием;
  • Снижение избыточных товарных запасов, а также повышение точности планирования поставок через автозаказ;
  • Дополнительный товарооборот от подключенных маркетплейсов;
  • Монетизация данных, а также контроль оборотной тары

«Важно понимать, что даже 1% повышения точности прогнозирования спроса дает ощутимый финансовый результат», — отмечает Николай Жаворонков.

Рецепт успешной цифровой трансформации от О'КЕЙ:  

Изучение передового опыта

Даже в эпоху, когда «экономика копирования» теряет актуальность, анализ успешных кейсов остается мощным инструментом снижения рисков. Начните с изучения опыта лидеров вашей отрасли и смежных сегментов — обратите внимание на тренды в логистике, маркетинге и других ключевых функциях.

Но не ограничивайтесь своей нишей. Кросс-индустриальный опыт часто становится источником прорывных решений: например, HR-практики из страхования или газовой отрасли можно адаптировать для ритейла и наоборот.

Главное — превратить исследование в систему. Постоянный поиск передовых решений по всему миру, нетворкинг и обучение помогут сформировать стратегию, которая работает именно на ваши цели. 

Стратегия и поддержка руководства

Без четкой стратегии и поддержки сверху — от собственников, совета директоров, генерального директора — цифровая трансформация столкнется с серьезными препятствиями. Сопротивление изменениям и внутренняя конкуренция могут привести к провалу даже самых перспективных инициатив. 

Создание «команды изменений»

Не все компании могут позволить себе выделенный BT-департамент для реализации стратегии цифровой трансформации. Поэтому нужно учиться эффективно использовать имеющиеся ресурсы, расставлять приоритеты и выстраивать прозрачные процессы. Как итог — больше делать текущим ресурсом. Регулярная демонстрация достигнутых результатов — ключ к поддержанию мотивации.

Обучение команды

Внедрение цифровых инструментов требует обучения и перестройки мышления всех сотрудников — от кассиров до топ-менеджеров.

Привлечение внешних экспертов

На рынке доступно множество экспертных решений — от консалтинга до облачных сервисов. Многие проекты можно реализовать быстро и с умеренными затратами. Если ваша компания только начинает цифровую трансформацию, ищите подрядчиков и экспертов, изучайте рынок, формируйте команду профессионалов.

Фокус на поступательных результатах

На пути цифровой трансформации традиционного бизнеса важно регулярно демонстрировать измеримые результаты. Эти промежуточные успехи будут поддерживать мотивацию руководства, вашу собственную и команды, придавать силы двигаться дальше.

Роль СКОЛКОВО: системный подход и нетворкинг

Обучение на программе Digital Shift позволило:

Систематизировать опыт и превратить знания в работающие модели. После завершения программы Николай успешно защитил стратегию цифровой трансформации, которая успешно реализуется в компании уже полтора года.

Получить доступ к лучшим практикам. В Школе представлена широкая кросс-индустриальная экспертиза. Это дает возможность взглянуть на бизнес-процессы под новым углом и перенять передовые решения из разных отраслей. Именно здесь удалось разработать стратегию цифровой трансформации, которая сейчас успешно реализуется в компании.

Расширить нетворкинг. Через программу удалось установить связи с топовыми экспертами и лидерами разных индустрий. Эти контакты продолжают приносить практическую пользу бизнесу.

«Программа стала катализатором личной трансформации. Она дала не только знания, но и уверенность для реализации амбициозных задач. Как показывает опыт, такое обучение помогает структурировать мышление и достигать новых профессиональных высот», — отмечает Николай Жаворонков.
(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie