©2023 Московская школа управления СКОЛКОВО. Все права защищены. Интеллектуальная собственность
Исследование «Устойчивое арктическое судоходство: десять ключевых вопросов развития» подробно анализирует особенности судоходства северного региона и его потенциал на примере маршрута Северного морского пути с учетом масштаба освоения Арктики и уязвимости местной среды. Также в исследовании определены угрозы и возможности развития устойчивого судоходства в Арктике, в том числе необходимость перехода на альтернативные виды топлива, использования технологических инноваций и важность международного сотрудничества.
Вопрос развития устойчивого арктического судоходства на сегодняшний день очень актуален, так как международные экологическая и климатическая повестка играют все более значимую роль в экономической активности Арктики. Требования к качеству топлива и объему выбросов постоянно ужесточаются. Морской транспорт долго оставался в относительно комфортной зоне, но уже с 1 января 2020 года вступили в силу требования по снижению содержания серы с 3,5 % до 0,5 % в любых видах судового топлива. Международная морская организация (IMO) предпринимает последовательные действия по регулированию эффективности судов и снижению выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов при судоходстве.
Также судоходство в Арктике будет не только оказывать влияние на экологическую безопасность, но и влиять на экономическую устойчивость арктических проектов, обеспечивать сохранение рынков сбыта в условиях необходимых современных экологических и климатических регуляторных практик. Вместе с тем Арктика является одним из немногих примеров, когда производство новых видов топлива может быть равномерно распределено вдоль всего транспортного маршрута. Использование альтернативных видов топлива, в свою очередь, позволит обеспечить судовладельцам устойчивость операций на долгосрочный период, значительно снижая уровень выбросов в атмосферу, водную среду, не нарушая условий существования биотической среды. В итоге производители смогут укрепить свои позиции на рынках с наиболее строгим углеродным регулированием.
Никита Доброславский
директор программы «Арктический диалог» Московской школы управления СКОЛКОВО
Анастасия Лазарива
ведущий исследователь Института исследований быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО
Алексей Калинин
научный руководитель проекта, директор Института исследований быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО