Об исследовании

В СССР было сложно заниматься благотворительностью и филантропией. Но после восстановления частной собственности эти явления получили толчок к развитию. С развитием благотворительной сферы в России растёт и интерес к ней, возникает потребность в её изучении.

Однако пока что сведения о филантропическом секторе всё ещё фрагментарны, и эксперты Центра управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления СКОЛКОВО оценили его размер, изучили мотивацию участников и выделили тренды развития.

Исследование построено на базе анализа публикаций о благотворительности, открытых данных о доступных филантропам средствах, онлайн-опросе 98 владельцев капитала выше $1M и топ-менеджеров крупных компаний, телефонном опросе 307 представителей МСБ с правом финансовых решений (проведены осенью 2017 года), интервью с 12 экспертами, работавшими с крупными благотворителями в рамках НКО.

Российский филантроп. Важность личного доверия к исполнителям и ожидание конкретных результатов
Скачать исследование

Оценка размера расходов на благотворительность

Размер российского филантропического сектора, по разным оценкам, составляет 340-460 млрд рублей [1], и по ряду показателей его можно сравнивать со странами, где традиции благотворительности не прерывались, например с Великобританией – 13 млрд. долларов США (по среднегодовому текущему курсу 2016 г) против 5,5–6,5 млрд. долларов США в России (по паритету покупательной способности в 2016 г) и 2,2–2,5 млрд. долларов США (по среднегодовому текущему курсу 2016 г) [2].

Много это или мало? С одной стороны, относительно ВВП это не такая большая сумма (примерно 0,4-0,5% ВВП) и этих средств явно недостаточно для решения всех социальных проблем в стране. С другой стороны, эта сумма сравнима с государственными расходами по отдельным направлениям: например, расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2017 году составили примерно 400 млрд рублей, расходы на культуру и спорт – совокупно около 200 млрд рублей [3].

Благотворительность в России

Владельцы крупных российских капиталов занимаются благотворительностью почти в полтора раза чаще, чем россияне в среднем по стране (93,9% против 67%) [4]. При этом основную часть пожертвований обеспечивает небольшое количество филантропов.

У 45,2% крупных благотворителей 60% и более пожертвований носит спланированный характер, а среди представителей МСБ такой уровень системности отмечен у 12,2% [5].

Независимые НКО не являются основным каналом обслуживания благотворительных пожертвований. Через них проходит только 34,7% таких средств, направленных держателями крупных капиталов, и 39,2% средств от представителей МСБ [6]. Остальное направляется или напрямую конкретным людям, или через собственные фонды, организованные для этих нужд.


Наиболее популярное направление благотворительности

58%
Наиболее популярным направлением пожертвований у владельцев крупных капиталов, представителей МСБ и российского населения в целом является помощь детям.

Эти группы также считают важным помогать малоимущим и религиозным организациям [7].

Почти треть благотворителей либо описывают свой опыт взаимодействия с независимыми НКО как неудовлетворительный, либо не могут уверенно сказать о своей удовлетворённости НКО. Возможно, в этом причина того, что более половины средств, направляемых на благотворительность, проходит минуя их [8].

Принципы выбора благотворительного проекта

Среди ключевых факторов, влияющих на выбор проекта для финансирования, 77,2% российских филантропов отметили доверие к конкретному человеку или организации, 59,5% назвали важной прозрачность проекта, для 38% значима долгосрочность проекта, а профессионализм распорядителя – для 24,1%.

В то же время для обладателей капиталов свыше $30M доля тех, кому важнее долгосрочный характер проекта и его системность, составила 66,7%, а вот остальные три показателя важны для 55,7% этой группы [9].

Неудивительно, что предприниматели уделяют большое внимание личности руководителя и профессионализму сотрудников организаций, которые они поддерживают. Именно поэтому многие состоятельные владельцы капиталов предпочитают создавать собственные фонды, лично вовлечены в благотворительность и в меньшей степени действуют через независимые НКО [10].

Критерии успеха благотворительного проекта

Наиболее популярным критерием успеха благотворительного проекта (для 70% владельцев капитала) оказалось достижение целей и наличие видимых результатов [11]. Так как эффект от многих социальных проектов неочевиден или проявляется спустя долгое время – это показатель того, что многие из них не смогут рассчитывать на поддержку крупнейших филантропов.

Влияние законодательства на размер пожертвований

В последние годы наблюдалось ужесточение законодательного регулирования в отношении НКО (например, закон «об иностранных агентах»). Только 79,3% респондентов исследования отметили, что подобные ограничения не влияют на размер их пожертвований. Вместе с тем 14,6% затруднились с ответом, а 6,1% подтвердили факт уменьшения выделяемых средств [12].

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.