Об исследовании

В СССР было сложно заниматься благотворительностью и филантропией. Но после восстановления частной собственности эти явления получили толчок к развитию. С развитием благотворительной сферы в России растет и интерес к ней, возникает потребность в ее изучении.

Однако пока что сведения о филантропическом секторе все еще фрагментарны, и эксперты Центра управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления СКОЛКОВО оценили его размер, изучили мотивацию участников и выделили тренды развития.

Исследование построено на базе анализа публикаций о благотворительности, открытых данных о доступных филантропам средствах, онлайн-опросе 98 владельцев капитала выше $1 млн и топ-менеджеров крупных компаний, телефонном опросе 307 представителей МСБ с правом финансовых решений (проведены осенью 2017 года), интервью с 12 экспертами, работавшими с крупными благотворителями в рамках НКО.

Российский филантроп. Важность личного доверия к исполнителям и ожидание конкретных результатов
Скачать исследование

Оценка размера расходов на благотворительность

Размер российского филантропического сектора, по разным оценкам, составляет от 340 до 460 млрд рублей [1], и по ряду показателей его можно сравнивать со странами, где традиции благотворительности не прерывались, например с Великобританией — $13 млрд (по среднегодовому текущему курсу 2016 года) против $5,5–6,5 млрд в России (по паритету покупательной способности в 2016 году) и $2,2–2,5 млрд (по среднегодовому текущему курсу 2016 г) [2].

Много это или мало? С одной стороны, относительно ВВП это не такая большая сумма (примерно 0,4-0,5 % ВВП), и этих средств явно недостаточно для решения всех социальных проблем в стране. С другой стороны, эта сумма сравнима с государственными расходами по отдельным направлениям: например, расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2017 году составили примерно 400 млрд рублей, расходы на культуру и спорт — совокупно около 200 млрд рублей [3].

Благотворительность в России

Владельцы крупных российских капиталов занимаются благотворительностью почти в полтора раза чаще, чем россияне в среднем по стране (93,9 % против 67 %) [4]. При этом основную часть пожертвований обеспечивает небольшое количество филантропов.

У 45,2 % крупных благотворителей 60 % и более пожертвований носит спланированный характер, а среди представителей МСБ такой уровень системности отмечен у 12,2 % [5].

Независимые НКО не являются основным каналом обслуживания благотворительных пожертвований. Через них проходит только 34,7 % таких средств, направленных держателями крупных капиталов, и 39,2 % средств от представителей МСБ [6]. Остальное направляется или напрямую конкретным людям, или через собственные фонды, организованные для этих нужд.


Наиболее популярное направление благотворительности

58%
Наиболее популярным направлением пожертвований у владельцев крупных капиталов, представителей МСБ и российского населения в целом является помощь детям.

Эти группы также считают важным помогать малоимущим и религиозным организациям [7].

Почти треть благотворителей либо описывают свой опыт взаимодействия с независимыми НКО как неудовлетворительный, либо не могут уверенно сказать о своей удовлетворенности НКО. Возможно, в этом причина того, что более половины средств, направляемых на благотворительность, проходит минуя их [8].

Принципы выбора благотворительного проекта

Среди ключевых факторов, влияющих на выбор проекта для финансирования, 77,2 % российских филантропов отметили доверие к конкретному человеку или организации; 59,5 % назвали важной прозрачность проекта; для 38 % значима долгосрочность проекта; а профессионализм распорядителя — для 24,1 %.

В то же время для обладателей капиталов свыше $30 млн доля тех, кому важнее долгосрочный характер проекта и его системность, составила 66,7 %, а вот остальные три показателя важны для 55,7 % этой группы [9].

Неудивительно, что предприниматели уделяют большое внимание личности руководителя и профессионализму сотрудников организаций, которые они поддерживают. Именно поэтому многие состоятельные владельцы капиталов предпочитают создавать собственные фонды, лично вовлечены в благотворительность и в меньшей степени действуют через независимые НКО [10].

Критерии успеха благотворительного проекта

Наиболее популярным критерием успеха благотворительного проекта (для 70 % владельцев капитала) оказалось достижение целей и наличие видимых результатов [11]. Так как эффект от многих социальных проектов неочевиден или проявляется спустя долгое время, это показатель того, что многие из них не смогут рассчитывать на поддержку крупнейших филантропов.

Влияние законодательства на размер пожертвований

В последние годы наблюдалось ужесточение законодательного регулирования в отношении НКО (например, закон «об иностранных агентах»). Только 79,3 % респондентов исследования отметили, что подобные ограничения не влияют на размер их пожертвований. Вместе с тем 14,6 % затруднились с ответом, а 6,1 % подтвердили факт уменьшения выделяемых средств [12].

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.