О чем молчат лидеры трансформации

Как дефициты управления ведут к провалам университетских проектов

О чем это исследование

Трансформационные проекты в российском высшем образовании больше не редкость. За последние годы запущено множество амбициозных инициатив, и совершенно естественно, что не все из них привели к безоговорочному успеху. Однако разговор о провалах по-прежнему остается скорее исключением, чем нормой. Неудачи либо замалчиваются, либо объясняются внешними обстоятельствами, не становясь предметом осмысленного анализа.

Авторы исследования верят, что честный разговор о сложностях и ошибках делает профессиональное сообщество сильнее, а замалчивание таких случаев лишает систему возможности накапливать опыт и повышать качество организационной трансформации.

Ключевой вопрос, который авторы ставят в этом исследовании: какие дефициты в лидерстве и управлении изменениями приводят к провалу трансформационных проектов в российских университетах?
Содержание исследования

О чем вы узнаете

    • По каким признакам можно понять, что проект столкнулся с системными проблемами, а не просто временными сбоями.
    • Как дефициты трансформационного лидерства сказываются на работе со смыслами, мотивации команды проекта и распространении новой культуры.
    • На каких этапах жизненного цикла трансформации не выстроенные процессы и процедуры особенно критичны.
    • Какие ошибки и недоработки чаще всего приводят к провалу и как их избежать или вовремя исправить.
  • Запись вебинара-презентации исследования

Особенности исследования

Разбор провалов с представителями реальных проектов на основе данных из интервью и опроса

Комплексный подход к поиску причин провала проектов — анализ через призму трансформационного лидерства и управления изменениями

Карта дефицитов управления на каждом этапе жизненного цикла проекта и практические рекомендации, чтобы снизить риски, минимизировать последствия или предотвратить сам дефицит

Для кого это исследование

  • Ректоров и их команд — для выстраивания процессов, обеспечивающих устойчивость трансформации.

  • Лидеров трансформационных проектов и их команд — для самодиагностики, развития управленческих компетенций и применения новых подходов в работе с изменениями.

  • Участников трансформационных проектов — для осмысления опыта и преодоления типичных препятствий.

Зачем читать


  • Выявить скрытые риски и характерные слабые звенья, которые ведут к провалам.
  • Понять, почему передовые практики из бизнеса не всегда работают в университетах, как их адаптировать, а в каких ситуациях нужен собственный специфический подход.
  • Разобраться, почему трансформация застопорилась, команда теряет мотивацию, а результаты не соответствуют ожиданиям.
  • Получить прикладной инструмент — навигатор по дефицитам в управлении проектом с рекомендациями.


Пример, как работать с сопротивлением изменениям в университете:

Управленческий дефицит

Скептически настроенные сотрудники и противники проекта исключаются (сознательно или по недооценке) из процесса обсуждения и проектирования. Вместо открытого диалога и работы с их сомнениями команда предпочитает сосредоточиться только на сотрудниках, которые разделяют идеи и принципы проекта.

Рекомендация

Не исключайте скептиков из коммуникации. Сопротивление не всегда означает несогласие с проектом. Часто за ним стоят непонимание сути изменений, тревожность из-за неясной позиции в будущем устройстве и сомнения в собственной значимости в новых условиях. Исключение несогласных из диалога лишь усиливает их отчуждение и сопротивление.

Постарайтесь сохранить таких участников в коммуникативном контуре и перевести взаимодействие с ними в конструктивный слой. Предложите им особую роль — например, анализ рисков или разработку альтернативных решений. Цель — сохранить их вовлеченность и со временем развить чувство сопричастности.

Исключение может быть оправдано только в случае намеренного невыполнения обязательств или сознательной дискредитации проекта. Такие случаи следует разбирать публично: прозрачность правил и решений критически важна.

Выводы исследования

Смена стратегии не всегда означает провал: это может быть здоровой адаптацией под новые контексты.

Для трансформации важны комплиментарные действия: новые практики должны быть согласованы с существующими ценностями, а новая культурная норма отражена в управленческих механизмах.

Индивидуализированное влияние чаще всего оказывается слабым местом трансформационного лидерства. Лидеры проектов демонстрируют высокую инициативность и харизму на старте проекта, но не умеют устойчиво работать с командой на протяжении всей трансформации.

Что указывает на провал трансформационного проекта?


Если проект не может развиваться дальше, а изменения не закрепились в университете, значит, накопилось слишком много противоречий и есть риск, что проект не достигнет цели. 

Понять, что проект находится в зоне риска, помогают признаки провала трансформации, собранные на основе анализа научной литературы, данных глубинных интервью и подкрепленные результатами опроса.


  • Пять ключевых признаков того, что проект оказался в критической точке:

    Несогласованность обязательств заинтересованных сторон
    Несоответствие между видением и результатами
    Отсутствие наблюдаемых культурных изменений
    Сохранение старых структур и политик
    Краткосрочные, неустойчивые изменения

Все пять признаков провалов взаимосвязаны и могут усугублять эффекты друг друга. Поэтому для трансформации важны комплиментарные действия. 

Чтобы понять, какие управленческие дефициты приводят к провалу проекта и как вовремя заполнить их — читайте в разделе исследования «Что пошло не так и как это исправить».

Запросить исследование

Навигатор трансформации в Telegram

Мы запустили тестового бот-консультанта, созданного на основе исследования.

С его помощью вы сможете:

  • определить, на каком этапе находится ваш трансформационный проект;
  • выявить управленческие дефициты на основе описанной вами ситуации;
  • получить рекомендации, релевантные именно вашему случаю.

Сейчас навигатор работает в тестовом режиме и опирается исключительно на материалы исследования. Ваши отзывы помогут нам доработать функциональность и определить направления дальнейших исследований. Пользуйтесь навигатором, делитесь им с коллегами, оставляйте обратную связь.


Перейти в чат-бот

Авторы исследования

  • Ольга Назайкинская
    Ольга Назайкинская
    Профессор бизнес-практики, директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО
  • Виктория Рамесбергер
    Виктория Рамесбергер
    Аналитик Центра трансформации образования

Вам будет интересно

Получить исследование

Регистрация закрыта

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie