Наблюдавшееся с 2008 г. беспрецедентное снижение потребления алкогольной продукции в России замедлилось в 2019 г. и остановилось в 2020 г. По данным открытых источников, начиная с 2020 г. в потреблении алкогольной продукции в России отмечается разнонаправленная динамика с тенденцией к повышенному спросу на крепкую и пивоваренную продукцию. Между тем косвенные показатели потребления алкогольной продукции также свидетельствуют в пользу его роста: увеличилось число смертей от причин, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, рекордно выросло количество поисковых запросов на покупку самогонных аппаратов в Интернете, продолжает расти спрос на покупку алкогольной продукции онлайн.
Наряду с этим в течение последних 3 лет продолжается ужесточение регуляторных мер в отношении добросовестных участников производства и оборота алкогольной продукции. Все это может способствовать удорожанию легальной алкогольной продукции и повышению экономической привлекательности нелегальной для отдельных категорий потребителей.
Данные тенденции отмечаются на фоне продолжающихся стабильно высокого уровня тревожности, вызываемого пандемией COVID-19, снижения доходов населения, а также роста потребительских цен. В этой связи формулируемой и проверяемой гипотезой в рамках данного исследования является предположение о росте теневого рынка алкогольной продукции РФ в 2020–2021 гг.
Цель работы: проведение исследования, посвященного изучению состояния, динамики, последствий существования теневого рынка алкогольной продукции в период с 2019 года по настоящее время.
Содержание работ:
- Определение ключевых понятий и терминов в общем виде
- Описание текущего состояния рынка алкогольной продукции Российской Федерации
- Действующее регулирование оборота алкогольной продукции
- Описание рынка алкогольной продукции
- Тенденции в потреблении алкогольной продукции
- Описание основных форм незаконного производства и оборота алкогольной продукции
- Факторы, стимулирующие производство и оборот нелегальной алкогольной продукции
- Оценка объемов нелегального рынка по основным формам (видам продукции, каналам продаж) и участникам
- Динамика и тенденции теневого рынка алкогольной продукции
- Основные последствия существования нелегального рынка алкогольной продукции
- Описание действующих мер по борьбе с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции, экспертная оценка их эффективности
- Предложения и рекомендации по совершенствованию регуляторных мер по противодействию нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, сформированные на основе экспертных позиций:
Методология исследования:
- Открытые источники информации: сайты ФОИВ, справочно-информационные системы, информационные базы данных, исследования и научные статьи ведущих российских авторов.
- Экспертные интервью.