Исследование текущего состояния теневого рынка алкогольной продукции

Центр развития потребительского рынка подготовил исследование, посвященное изучению текущего состояния теневого рынка алкогольной продукции на основе анализа открытых источников данных, а также экспертных интервью.

Об исследовании

Наблюдавшееся с 2008 г. беспрецедентное снижение потребления алкогольной продукции в России замедлилось в 2019 г. и остановилось в 2020 г. По данным открытых источников, начиная с 2020 г. в потреблении алкогольной продукции в России отмечается разнонаправленная динамика с тенденцией к повышенному спросу на крепкую и пивоваренную продукцию. Между тем косвенные показатели потребления алкогольной продукции также свидетельствуют в пользу его роста: увеличилось число смертей от причин, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, рекордно выросло количество поисковых запросов на покупку самогонных аппаратов в Интернете, продолжает расти спрос на покупку алкогольной продукции онлайн.

Наряду с этим в течение последних 3 лет продолжается ужесточение регуляторных мер в отношении добросовестных участников производства и оборота алкогольной продукции. Все это может способствовать удорожанию легальной алкогольной продукции и повышению экономической привлекательности нелегальной для отдельных категорий потребителей. 

Данные тенденции отмечаются на фоне продолжающихся стабильно высокого уровня тревожности, вызываемого пандемией COVID-19, снижения доходов населения, а также роста потребительских цен. В этой связи формулируемой и проверяемой гипотезой в рамках данного исследования является предположение о росте теневого рынка алкогольной продукции РФ в 2020–2021 гг.

Цель работы: проведение исследования, посвященного изучению состояния, динамики, последствий существования теневого рынка алкогольной продукции в период с 2019 года по настоящее время.

Содержание работ:

  1. Определение ключевых понятий и терминов в общем виде
  2. Описание текущего состояния рынка алкогольной продукции Российской Федерации
  3. Действующее регулирование оборота алкогольной продукции
  4. Описание рынка алкогольной продукции
  5. Тенденции в потреблении алкогольной продукции
  6. Описание основных форм незаконного производства и оборота алкогольной продукции
  7. Факторы, стимулирующие производство и оборот нелегальной алкогольной продукции
  8. Оценка объемов нелегального рынка по основным формам (видам продукции, каналам продаж) и участникам
  9. Динамика и тенденции теневого рынка алкогольной продукции
  10. Основные последствия существования нелегального рынка алкогольной продукции
  11. Описание действующих мер по борьбе с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции, экспертная оценка их эффективности
  12. Предложения и рекомендации по совершенствованию регуляторных мер по противодействию нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, сформированные на основе экспертных позиций:

Методология исследования:

  1. Открытые источники информации: сайты ФОИВ, справочно-информационные системы, информационные базы данных, исследования и научные статьи ведущих российских авторов.
  2. Экспертные интервью.

Контакты

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.