Об исследовании

Школа управления СКОЛКОВО и ТюмГУ провели образовательный эксперимент с внедрением новых технологий: курс «Биология поведения человека» студентам совместного бакалавриата СКОЛКОВО и МФТИ преподавал ИИ-ассистент Роберт.
Бот полностью заменил профессора: читал лекции, отвечал на вопросы и вел содержательные дискуссии, демонстрируя глубокое понимание ряда дисциплин. По ходу курса ИИ-профессору помогал человек-медиатор, направляя процесс.
В представленном исследовании результаты обучения сравнили с успехами курса, где студенты обучались с классическим преподавателем.
Важной особенностью стало не само по себе внедрение ИИ-инструмента, но принципиальное изменение образовательной модели, позволившее по-новому организовать взаимодействие студентов с материалом.

На 60% результат ближе к «эталонным знаниям»

Студенты ИИ-профессора охватили больше тем из материала курса, точнее использовали научные термины, а также более детально и полно воспроизводили ключевые идеи курса, чем их коллеги.
Софья Матвеева

Выпускница Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ, медиатор Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта (на базе Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ)

В рамках курса студенты взаимодействовали с ИИ-персоной через различные форматы индивидуальной и групповой работы. Центральным элементом этого взаимодействия было активное вопрошание и продуктивное недоверие к ИИ, которое позволяло студентам постоянно уточнять детали у ИИ-персоны и усложнять свои размышления в ходе работы над заданиями от медиатора.

Из исследования вы узнаете:

Как ИИ-ассистент Роберт заменил профессора на курсе и что из этого получилось?
Почему студенты с ИИ учатся лучше — и как мы это доказали?
Почему необходимо помнить об упрямстве учеников при внедрении ИИ в образовании?
Какая LLM лучше всех объясняет сложные темы – ChatGPT, GigaChat, Сlaude или другая?
Ключевые выводы
  • Внедрение ИИ ставит под вопрос традиционные методы обучения

    Время обучения, где ценилась зубрежка, прошло. Образовательные программы должны смещать акцент с воспроизведения информации на развитие критического мышления и решение практических задач, где студент – активный, а не пассивный участник.  

  • Cопротивление и недоверие к ИИ против объективных и успешных результатов

    При внедрении ИИ в обучение важно фокусироваться на измеримых результатах, а не только на субъективных ощущениях пользователей.

  • Универсальные LLM менее эффективны в сложных междисциплинарных задачах, чем специализированные системы

    Сложной задаче нужен сложный ИИ: для бизнес-задач стоит использовать адаптивные архитектуры, сочетающие точность и контекстный анализ.

Александр Диденко

Руководитель Лаборатории искусственного интеллекта Школы управления СКОЛКОВО

В боте-профессоре фактически есть несколько "личностей" которые ведут внутренний диалог, комментируя друг друга как нейроученый, специалист по поведению животных, эндокринолог, генетик, и так далее. Это интересная находка, которая пригодится нам всюду, где потребуется давать сложный междисциплинарный ответ или комментировать ситуацию из разных точек зрения.

Ксения Широкова

Студентка 1 курса автономного бизнес-бакалавриата СКОЛКОВО

Данный формат обучения, безусловно, улучшает навыки, которые затем полезны во время самостоятельного обучения.

Грамотно задавать вопросы — то, какой ответ выдаст тебе твой ИИ-учитель, напрямую зависит от формулировки вопроса (другими словами — верного промпта).

Навык критически анализировать информацию и понимать, где тебя «обманывают»: несмотря на то, что по обратной связи создателей нейросеть была обучена на достоверных научных материалах, никто не отменяет технические неполадки, поэтому мы учились работать с информацией от бота, проверяя ее дополнительно в других источниках.

Проект стал результатом работы междисциплинарной команды, объединившей специалистов по образовательным технологиям, ИИ-инженеров и медиаторов из Школы управления СКОЛКОВО и ТюмГУ.

Авторы исследования

  • Андрей Щербенок

    Директор Школы перспективных исследований ТюмГУ, директор программ бакалавриата Школы управления СКОЛКОВО

  • Александр Диденко

    Руководитель Лаборатории ИИ Школы управления СКОЛКОВО

  • Ульяна Раведовская

    Директор Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта ТюмГУ

  • Ася Филатова

    Научный сотрудник Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта ТюмГУ

  • Александр Балакир

    Инженер по машинному обучению Лаборатории ИИ Школы управления СКОЛКОВО, аспирант ИБДА РАНХиГС 

  • Владислав Запылихин

    Инженер по машинному обучению Лаборатории ИИ Школы управления СКОЛКОВО, аспирант ИБДА РАНХиГС 

  • Анна Шабанова

    Исследователь-координатор Лаборатории ИИ Школы управления СКОЛКОВО

  • Софья Матвеева

    Медиатор, ассистент Школы перспективных исследований ТюмГУ

Скачать исследование

Регистрация закрыта

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie