©2023 Московская школа управления СКОЛКОВО. Все права защищены. Интеллектуальная собственность
Центр развития потребительского рынка Московской школы управления СКОЛКОВО (Центр) и Евразийский центр интеграционных исследований и коммуникаций (ЕЦИИК) по заказу Делового Совета ЕАЭС при активном участии Минпромторга России завершили исследование по теме: «Определение наиболее эффективных путей преодоления трансграничных барьеров на пространстве ЕАЭС с помощью цифровой маркировки и прослеживаемости движения товаров».
Основной целью исследования стала подготовка рекомендаций для стран ЕАЭС по преодолению трансграничных барьеров на пространстве ЕАЭС в части движения товаров в едином экономическом пространстве. Результаты исследования были представлены 15 декабря 2020 года в рамках заседания Президиума Делового совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС), посвященного вопросам содействия экономической кооперации и формирования единой информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров в ЕАЭС.
В ходе научно-исследовательской работы были изучены цифровые повестки государств-членов ЕАЭС, проведен системный анализ препятствий движения товаров в ЕАЭС, моделей маркировки и прослеживаемости товаров, существующих в странах ЕАЭС.
В качестве источников информации использовались опросы и глубинные интервью среди членов Делового совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), представителей ЕЭК, бизнес-сообщества, отраслевых союзов производителей и ритейла, представителей государства ЕАЭС, экспертов в области внешнеэкономической деятельности и научного сообщества, а также открытые источники.
В ходе исследования было выделено 26 препятствий, которые могут накладывать ограничения на движение товаров между странами. Основная часть выявленных препятствий действительно накладывает такие ограничения, но не влияет на трансграничную торговлю в целом. По мнению экспертов, с высокой долей вероятности задача по их преодолению разрешима к 2025 году.
Большая часть ограничений лежит в регуляторно-нормативной плоскости и социально-экономических различиях стран-членов ЕАЭС, например:
Все это подтверждает основной вывод исследования о необходимости формирования единой информационной системы стран ЕАЭС.
Порядка 82 % бизнес-экспертов, работающих на территории стран ЕАЭС, поддерживают внедрение маркировки товаров в его странах.
«Оптимальным решением может стать интеграция или эффективная координация, которая бы позволила построить в ЕАЭС объединенную систему маркировки и прослеживаемости товаров. Анализ существующих на пространстве ЕАЭС ограничений не выявил неустранимых препятствий для создания такой системы», — сказал директор Центра Илья Ломакин-Румянцев, представляя основные выводы исследования на конференции в Москве.
Согласно исследованию, среди плюсов обязательной цифровой маркировки и прослеживаемости 100 % предпринимателей стран ЕАЭС отметили снижение доли контрафактной продукции, 71,4 % выделили повышение ее безопасности для потребителей.
По мнению опрошенных предпринимателей, создание системы маркировки поможет увеличить оборот легальной продукции между странами ЕАЭС, минимизировать серый импорт, а также обеспечить соблюдение законодательных требований стран-членов ЕАЭС, включая уплату обязательных таможенных и налоговых платежей.
Построение объединенной системы может стать важным условием для создания пространства доверия в трансграничной торговле и для гармонизации таможенного контроля стран-членов ЕАЭС.
«Маркировка смещает вес и влиятельность групп в товарных цепочках к легальным компаниям, возрастающая рыночная сила которых в конкуренции играет на руку потребителям. Масштаб изменений в перспективе таков, что условия меняются для всего рынка, и не только России, а и других стран ЕАЭС», — отмечает Ломакин-Румянцев.
По результатам исследования, цифровая маркировка и контроль прослеживаемости не только не являются препятствиями, но и при согласованном применении представляются одним из наиболее эффективных инструментов развития экономической интеграции и увеличения легального товарооборота на пространстве ЕАЭС.
Развитию проекта маркировки мешает несинхронность в подходах стран-членов ЕАЭС к созданию системы — например, задержка в принятии необходимых регуляторных изменений.
Респонденты также делают акцент на том, что для эффективной интеграции национальных систем в первую очередь необходимо сфокусироваться на следующих мерах:
В исследовании отмечается, что активное участие бизнеса в развитии системы маркировки позволит не только сформировать у бизнес-сообщества стран ЕАЭС тенденцию к обелению рынка и обеспечить справедливую конкуренцию за счет вытеснения нелегальной продукции, но также снизить контрольную и регуляторную нагрузку для его добросовестных участников.
Например, опрошенные предприниматели и эксперты полагают, что возмещение НДС и процедуры валютного контроля за возвратом валютной выручки должны значительно упроститься применительно к товарам, подлежащим обязательной маркировке средствами идентификации, поскольку получение полной картины жизненного цикла товаров позволит автоматизировать предоставление отчетности и получение соответствующих разрешений.
Как отмечают специалисты Минпромторга России, маркировка является эффективным инструментом формирования единого цифрового пространства в ЕАЭС, а различия в возможностях стран союза в этой области могут быть преодолены за счет передачи российских технологий и углубления интеграции.
Координатор проекта
Оксана Трифонова