©2023 Московская школа управления СКОЛКОВО. Все права защищены. Интеллектуальная собственность
Одним из ключевых вопросов современного бизнеса является выбор экосистемной стратегии. Очень часто компании рассматривают для себя лишь лидерскую позицию: создание собственной платформы и привлечение на нее сторонних участников рынка — путь, сопряженный с большими затратами и рисками. При этом вне поля глубокого стратегического планирования остаются возможности участия в чужих цифровых экосистемах.
За год с небольшим, прошедшие со времени выхода первого тома нашего исследования по цифровым бизнес-экосистемам, актуальность темы для бизнес-практиков заметно выросла, но теме участия в них было уделено чрезвычайно мало внимания.
Нынешний отчет немного закрывает эту лакуну. В нем представлена оригинальная теория участия в экосистемах, которая является значимым вкладом в мировую науку о бизнесе. Чрезвычайно важно, что эта теория основана на изучении реальных кейсов бизнеса разного масштаба, из разных индустрий. Авторы отчета смогли найти интересные примеры как в России, так и в мире и на этом материале предложить возможные ответы на ключевой вопрос: «Как эффективно зарабатывать, участвуя в цифровых бизнес-экосистемах?»
Институт исследований развивающихся рынков
Владимир Коровкин
Руководитель направления «Инновации и цифровые технологии», Школа управления СКОЛКОВО
Муханад Хасан Ага
Исследователь Школы управления СКОЛКОВО
Полина Синтюрихина
Руководитель проектов, выпускница 1 потока программы MOOVE Школы управления СКОЛКОВО
Наала Олейникова
Консультант по развитию бизнеса в странах Ближнего Востока, выпускница 1 потока программы MOOVE Школы управления СКОЛКОВО
Алина Фатеева
Продакт-менеджер, выпускница 1 потока программы MOOVE Школы управления СКОЛКОВО
Первая часть исследования
Концепция бизнес-экосистемы быстро развивается на наших глазах, вероятно, ее многие возможности и ограничения еще не испробованы на практике. Для того, чтобы адекватно отразить эту эмержентность, необходимо описание, глубоко проработанное с точки зрения теории и, одновременно, согласующееся с наблюдаемой рыночной реальностью. В рамках данного исследования предлагаемая концептуальная рамка проверяется на ряде кейсов, как успешных, так и неудачных, создания экосистем обоих типов, взятых из различных отраслей и стран, а также соотносится с мнением российских бизнес-практиков.