Об исследовании

Только треть студентов и выпускников считает свой опыт первой работы полностью удачным. Специально для MOOVE социологи выяснили, каких навыков не хватает для карьеры технарям и гуманитариям, что мотивирует молодых людей развиваться и как влияет на опыт первой работы самооценка.

Выходя на свою первую работу, амбициозные и талантливые студенты и молодые специалисты с качественным образованием ждут новых интересных задач, разнообразного опыта и быстрого карьерного роста. Но часто что-то идет не так: рутинные задачи, недостаток опыта и навыков, новые правила и ограничения оказываются серьезными барьерами, которые мешают ребятам воплотить свои ожидания и быстро расти в профессии. Мы решили изучить их первый рабочий опыт и выяснить, что стало главным таким барьером: зная проблему в лицо, гораздо проще ее решить.

Как проходило исследование

В рамках исследования через онлайн-панель Online Market Intelligence опросили студентов и недавних выпускников бакалавриата и магистратуры московских вузов. Опрошенным от 19 до 25 лет, среди них 47 % мужчин и 53 % женщин.

Специальность респондентов

Not great, not terrible: как студенты оценивают первую работу

При выборе первой работы студенты и выпускники руководствуются в среднем двумя критериям, причем чаще всего они ценностные — совпадение по взглядам с руководителем и близость ценностей компании. Более прагматические критерии — зарплата, график работы и размер компании — оказались менее популярными.

*Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Критерии выбора работодателя

Как молодые специалисты оценивают свой первый опыт работы

Анализ общей картины может привести к мнению, что молодые специалисты не сталкиваются с большими проблемами при выходе на рынок труда: 80 % участников исследования согласны с тем, что их первый опыт работы или стажировки был удачным. Им удалось вписаться в команду, усвоить основы организационного поведения, получить интересные задачи. Однако реальную картину определяют детали, и полностью успешным свой первый опыт считают далеко не все: с этим утверждением согласилось менее трети участников.

Проблемы на работе: кто виноват?

Сложностей на работе оказывается достаточно много: задания не по душе, ответственность за «чужие косяки», плохо отлаженные рабочие процессы, неумение отстоять свои интересы в переговорах о зарплате.

Всего на базе интервью с выпускниками мы сформулировали 14 типичных сложностей, а участников исследования просили отметить, с какими из них они сталкивались. Оказалось, что в среднем молодой специалист встречается на первой работе с пятью типичными проблемами.

*Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Реже всего проблемой становились личные отношения с руководителем и несовпадение ценностей сотрудника и руководителя. Это можно связать с тем, что совпадение взглядов с начальником участники называли основным критерием при выборе компании. По зарплате первое место работы, напротив, выбирали реже всего, поэтому неудивительно, что неумение отстоять свои финансовые интересы заняло место в верхней части списка актуальных проблем.

Навыки, которых не хватило

Если изменить компанию или рабочие процессы начинающему специалисту обычно не под силу, то над собой работать можно всегда. Большинство проблем, с которыми сталкиваются молодые люди на первой работе, решаются с помощью набора навыков: какие-то из них можно развить и во время учебы в вузе, но многое приходит с опытом.

Чтобы выявить наиболее дефицитные навыки, мы составили список из 16 пунктов и предложили участникам исследования выбрать те из них, недостаток которых они ощутили в работе.

*Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Результат показателен: в среднем каждый участник опроса отметил у себя недостаток примерно половины навыков из списка. При этом soft skills, например ведение переговоров или самопрезентацию, отметило в среднем больше людей, чем практические навыки. Интересно, что гуманитариям и технарям не хватает soft skills примерно одинаково.

В этом наше исследование повторяет выводы многих других: о дефиците soft skills в разное время говорили исследователи из Гарварда, McKinsey и Google. Впрочем, самым дефицитным в нашем исследовании оказался все-таки практический навык.

Мы не планировали специально изучать gender gap, но обнаружили его следы. Девушки чаще молодых людей ощущают недостаток навыка презентовать свой проект (64 % и 43 % соответственно) и лидерских качеств (56 % и 50 %). При этом они быстрее понимают принципы субординации в компании и в целом более удовлетворены своими задачами.

«Я знаю, что ничего не знаю»

Исследование показало, что уровень осознания собственных недостатков повышается с возрастом. В списке недостающих навыков магистры в среднем отметили по 9,4 пункта из 16, а бакалавры — только по 8 пунктов. Недостаток каждого конкретного навыка среди бакалавров отмечали от 37 % до 54 % опрошенных, а среди магистров — от 48 % до 71 %. 

При этом бакалавры чаще всего отмечали, что им не хватает навыков ведения переговоров и постановки личных целей. У магистров на первом месте оказались практические знания, но за ними тоже следуют soft skills: самопрезентация и командная работа.

Топ-5 дефицитных навыков у бакалавров
Топ-5 дефицитных навыков у магистров
Дефицит навыков в зависимости от специальности

Потребность в навыках зависит и от специальности. Ребята с техническим и естественнонаучным образованием в среднем отметили у себя больше недостатков: они выбирали более 9 пунктов из 16 предложенных. Экономисты и маркетологи в среднем отметили только по 8 пунктов, а гуманитарии заняли промежуточное положение.

Специальность влияет не только на количество, но и на состав недостающих навыков. Стереотип о технарях как интровертах, сидящих в своих компьютерах, явно не актуален: они больше всего заинтересованы в soft skills — в частности, в навыках самопрезентации и ведения переговоров. Специалистам-гуманитариям не хватает тех же навыков переговоров и критического мышления. А самым универсальным навыком оказалась адаптация к работе в команде: ее включили в топ-3 и технари, и гуманитарии, и экономисты.

  • Топ-3 навыков, которых не хватает технарям

    1. Умение презентовать себя и свой проект
    2. Адаптация к работе в команде
    3. Навыки ведения переговоров

  • Топ-3 навыков, которых не хватает гуманитариям

    1. Навыки ведения переговоров
    2. Критическое мышление
    3. Адаптация к работе в команде

  • Топ-3 навыков, которых не хватает экономистам и маркетологам

    1. Юридическая грамотность
    2. Адаптация к работе в команде
    3. Умение презентовать себя и свой проект

Что мотивирует развиваться

Судя по результатам исследования, самая сильная мотивация к расширению навыков — финансовая. И пусть деньги сравнительно редко называют среди критериев выбора работы — зато именно те, кто хочет высокую зарплату, отмечали наибольшее количество недостающих навыков. Они же чаще всего говорили о недостатке предпринимательского мышления. А меньше всего недостаток навыков ощущают те, кто выбрал работу за удобный график.

Потребность в новых навыках оказалась ощутимо выше также у тех, кто на работе не видит своего вклада в проект. Можно предположить, что это говорит о запросе таких людей на системное понимание процессов в компании: для молодого поколения особенно важно знать контекст и понимать свое место в нем. Впрочем, объяснить это можно и банальным желанием сменить роль в команде или даже работу.

Высокая самооценка: плюс или минус?

Амбициозные выпускники уверены в себе: 32 % из них оценивают свои профессиональные качества высоко, 61 % — средне, а низко себя оценили или затруднились с ответом всего 7 %. Но при проверке делом — работой или стажировкой — высокая самооценка оказалась оправданной.

У таких людей ожидания от работы примерно вдвое чаще полностью соответствуют реальности, они чаще удовлетворены первым профессиональным опытом, карьерой и включением в команду. Кроме того, высокая самооценка способствует рефлексии: те, кто высоко оценивает себя как профессионала, чаще осознают у себя нехватку навыков и знаний.

Прими участие в онлайн Public Talk «Карьерные барьеры: что мешает студентам быть эффективными в работе?» с топ-менеджерами и тимлидами МТС, Яндекс, Тинькофф и бизнес-школы СКОЛКОВО

Детали и регистрация

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.