©2024 Московская школа управления СКОЛКОВО. Все права защищены. Интеллектуальная собственность.
В блоге вы найдете кейсы выпускников программы, подборку подкастов и видео преподавателей и менторов Школы Управления Сколково, питчи фаундеров на Днях Инвестора и много фотографий, передающих атмосферу обучения.
Создание стартапа — половина дела. Чтобы успешно привлекать инвестиции для его развития, необходимо рассказывать о проекте инвесторам и фаундерам. Когда он приобретает известность в венчурном мире, закрывать раунды становится проще, могут даже поступать запросы на финансирование.
Традиционный бизнес может быть достаточно успешен, но после уверенного развития на протяжении нескольких лет достичь потолка. Выравнивается оборот, стабильно количество клиентов. Кажется, всё хорошо, но хочется дальнейшего роста. Для этого нужны прорывные решения, зачастую и смена самой бизнес-модели — например, в пользу венчурной схемы. Это совершенно иные подходы, для которых нужны новые компетенции — за ними уже опытные предприниматели приходят в “Стартап Академию”.
Средний возраст участников “Стартап Академии” — тридцать пять лет, но в каждой группе есть участники старше пятидесяти и моложе двадцати пяти, потому что предпринимательский интерес не определяется возрастом. Среди фаундеров есть совсем молодые таланты, которые способны создавать по-настоящему успешные инновационные продукты, приносящие выручку. При запуске собственного бизнеса такие предприниматели обычно полагаются на интуицию, но нередко прибегают к помощи профессионалов рынка.
Работа в стартапе требует от предпринимателя огромного вложения сил, энергии, времени. Первые успехи подпитывают мотивацию стартапера, но поражения, которые часто неизбежны, могут заставить опустить руки. Если идея бизнеса отражает ценности предпринимателя, она с большей вероятностью будет подталкивать его к действию.
Главное качество успешного предпринимателя — гибкость. Нельзя зацикливаться на своём продукте, важно смотреть «по сторонам» и искать новые возможности. В противном случае бизнес перестанет расти или даже потеряет своих нынешних клиентов.
Хороший специалист, который изучил индустрию от и до, видит все «бутылочные горлышки» в своей сфере. Понимает, на каких этапах возникают системные проблемы у него и его коллег, знает все боли. Разбирается в конъюнктуре рынка и обнаруживает, что решений, которые подходили бы идеально, пока нет ни у кого. На следующем этапе возникает четкое представление – каким должно быть такое решение. Бывает, что человек видит его уже в деталях, но не знает, как воплотить это в конкретную технологию и бизнес-проект – как Роман Власов, который пришел в “Стартап академию” с листом ватмана, на котором всё уже было написано и нарисовано.
Когда традиционный бизнес упирается в потолок роста, а венчурные инвесторы не видят в нём перспективы, предприниматель понимает необходимость перемен. Найти новый путь, который сделает из обычного бизнес-проекта инвестиционно-привлекательный стартап, иногда означает необходимость резкого поворота — пивота.
Для многих успешных топ-менеджеров следующий шаг профессионального развития — предпринимательская деятельность. В своём личном проекте они хотят воплотить ценности, сформированные богатым опытом управления, поэтому часто делают ставку на инновационную бизнес-модель, поскольку традиционная им неинтересна. Кратный рост стартапа для таких фаундеров — это не самоцель, а, скорее, мерило эффективности.
На программу приходят технические специалисты, инженеры и учёные, которые создают инновационные технологические решения. Однако технология сама по себе — это только инструмент для развития продукта. Для создания коммерчески успешного стартапа необходимо перевести технологию на язык бизнеса: определить потребности клиента, создать уникальный для рынка продукт, структурировать ценностное предложение и многое другое.
Иногда интересная идея кажется началом перспективного бизнеса. Возможно, так оно и есть, особенно если на рынке нет ничего подобного. Но важно вовремя разглядеть ограничения: некоторые замыслы могут развиваться вполне успешно, но в «единичном экземпляре», как настоящие произведения искусства. В таком случае важно вовремя ответить на несколько вопросов: возможно ли масштабировать такой бизнес, или есть объективные ограничения, связанные с его спецификой? Насколько велика емкость рынка – как на национальном, так и на международном уровне? И, главное, чего ожидаете вы сами? Готовы ли работать в нишевом проекте, в котором очень скоро можно достигнуть потолка, или для магистрального бизнеса, который должен стать базой вашего успеха, надо поискать более «пластичную» идею?
Для развития стартапа важно чётко видеть цель — каким проект будет через 1–5–10 лет. Поставив перед собой «правильные» KPI, можно двигаться в сторону их выполнения, но чтобы достичь задуманного, стартаперу потребуется знание различных подходов и инструментов, практикуемых в венчурном бизнесе.