На сессии, которая состоялась 22 июля, представители креативных индустрий, галеристы, художники и финансисты обсудили сложности, с которыми сталкиваются на практике, и предложили возможные шаги для их решения.
Вызовы арт-рынка: права художников
Председатель Совета по креативным индустриям ТПП РФ, руководитель Лаборатории креативных индустрий Школы управления СКОЛКОВО Лидия Рой в приветственном слове сказала, что задача Совета и рабочей группы — сформировать четкую системную повестку, наладить диалог с государством и поддержать стабильное развитие отраслей, где важны талант и культура. Она призвала участников вместе искать пути для роста арт-рынка в России и сделать его сильнее, несмотря на санкции и изменения в технологиях.
Дискуссия началась с обсуждения системных пробелов. Игорь Намаконов, генеральный директор Федерации креативных индустрий (ФКИ), подчеркнул, что художники должны знать, как защищать свои права.
«Художники боятся официальных отношений: они не подписывают договоры, не читают их и не обращаются к юристам. Им кажется все это очень сложным и дорогим. Часто художники мирятся с нарушением авторских прав. Например, распространены случаи, когда картинка, образ или узнаваемый элемент известной работы скачивается из интернета и используется в дизайне интерьера. При обнаружении таких действий авторы чаще избегают судов. Поэтому наличие каких-либо реестров или каталогов, которые автоматически закрепляют права и следят за их соблюдением, нужны для сообщества. Сегодня я знаю только платформу Художники.рф, которая обеспечивает своим пользователям такой сервис».
Искусство как актив: прозрачность и цифровые решения
Основатель проекта MyInvest.Art, сооснователь ИТ-компании Self Владимир Шабасон считает, что арт-рынок имеет перспективы для инвесторов, однако он должен стать более прозрачным.
«Внутри банков существует запрос на альтернативные виды инвестиций — золото, недвижимость и искусство. Люди хотят инвестировать в сегменты, которые будут способны принести им прибыль. Но для развития инвестиций в арт-рынке нужно три вещи: фиксация сделок, прозрачность метрик и оценки, а также вторичный рынок. У нас еще не до конца цифровизирована система продаж на арт-рынке, но можно взять пример с уже прошедших этот путь отраслей и повторить все те же шаги».
Идею развития единого реестра сделок и арт-активов поддержала художница Ульяна Крафт: «Открытая база, где видна история сделок, история владения, цены, поможет открыть рынок. Сейчас его развитие замедляется именно из-за отсутствия зафиксированной истории сделок. Мы не знаем, кто владел объектом искусства до нас, как он оценивался, а это критично для ценности, в том числе в крупных международных аукционных домах».
Для развития арт-рынка в России необходим банковский продукт, который бы определял и упрощал порядок обращения и владения предметами искусства, это привлекло бы новых инвесторов, считает Сабина Чагина, куратор, арт-директор, основатель платформы САБСТАНЦИЯ, сооснователь биеннале уличного искусства Артмоссфера.
«Сегодня если я как инвестор приобретаю предметы искусства – я не могу дальше воспользоваться ими, например, как залогом в банке, как могла бы с недвижимостью или даже автомобилем, не могу так свободно распоряжаться ими. Из-за отсутствия современных банковских инструментов у нас не развит вторичный рынок искусства».
Эксперты также обсудили возможность выпуска финансовых активов в форме цифровых прав, которые будут связаны с произведениями искусства, и важность совместной работы для создания нужной инфраструктуры рынка.
Прозвучали предложения использовать механизм «процентного искусства» на основе международного опыта, когда девелоперы закладывают часть бюджета на художественные программы для общественных пространств.
На встрече также говорили о таможенных барьерах, несовершенстве законодательства по ввозу/вывозу искусства и о законе о меценатстве, который нуждается в изменениях. «Начнем хотя бы с того, что меценатством считается именно поддержка юрлиц — госучреждений и НКО в сфере культуры. Если донор хочет поддержать отдельного художника или артиста, физическое лицо, то закон о меценатстве на него уже не распространяется», — отметила Александра Болдырева, исполнительный директор Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров».
Ценности как конкурентное преимущество
В конце встречи эксперты перешли к вопросам культуры и ценностей. Нелли Бадалян, заместитель генерального директора по коммуникациям АНО «Креативная экономика», считает, что в арт-рынке не хватает четких культурных и ценностных ориентиров — смыслы есть, но они слишком размыты. Для развития рынка важно создать понятный нарратив, который будет основываться на ясных, но не жестких ценностях и выражаться через современный креативный язык. Устаревшие стереотипы мешают привлечению инвестиций, потому что создают ненужное противопоставление между бизнесом и идеологией. При этом продукт, основанный на ценностях, может стать сильным конкурентным преимуществом: он отвечает запросам общества внутри страны и помогает выйти на рынки других стран с похожей культурой.
Лидия Рой подчеркнула, что собранные на сессии предложения лягут в основу дорожной карты развития отрасли и будут представлены на последующих мероприятиях.
Участники сошлись во мнении, что для развития российского арт-рынка нужно объединить усилия власти, бизнеса и сообщества, сделать процессы максимально прозрачными. Важно также создать площадки для общения между традиционными и современными художниками, развивать медиа и образовательные проекты об искусстве. Так художникам будет проще защищать свои права, а рынок станет понятным и привлекательным для всех.