22 июня 2022
Статья

Ментальная броня: лидерство в новой реальности

Лидерам в современной реальности не всегда просто. Они должны заботиться не только о своем состоянии, но и о состоянии своих сотрудников. Профессор практики Школы управления СКОЛКОВО Елена Витчак поделилась лайфхаками эффективного лидерства в текущей реальности.
Ментальная броня: лидерство в новой реальности

Первые действия в ситуации неопределенности

Порой в сложных обстоятельствах руководители не в состоянии сохранить управление компанией руководство на прежнем уровне. Поддержать других — еще более трудная задача. Лидерам приходится держать в тонусе себя и думать о внутреннем состоянии каждого члена команды. Для этого первоначально стоит определить, на какой стадии находится человек по модели Вирджинии Сатир. Вот ее фазы:

  1. Статус-Кво. Ощущение необходимости перемен, но страх изменений.
  2. Вторжение. Ситуация извне нарушает привычное равновесие.
  3. Хаос. Ситуация выходит из-под контроля. Человек находится в состоянии дистресса — практически выгорания.
  4. Интеграция. Адаптация и поиск возможного решения проблем.
  5. Практика. Применение и закрепление новых способов урегулирования ситуации.

После определения уровня ситуации, на котором находится конкретный сотрудник, первоначально может предпринять следующие действия:

  1. Поощряйте людей к поиску информации и концепций для улучшения своего состояния. Разберите все опасения вместе.
  2. Помогите людям открыться, осознать и преодолеть реакции отрицания, избегания, отчуждения. Проговорите, что испытывать все эти чувства нормально.
  3. Создайте безопасную атмосферу на работе, которая позволит людям сосредоточиться на своих чувствах, осознать страх и получить поддержку.
  4. Продумайте новые методы для преодоления трудностей в зависимости от их характера.
  5. Объясните, почему на работе сотрудник может отпустить навязчивые мысли и спокойно трудиться.

После первичного анализа ситуации нужно задуматься о более детальном погружении в индивидуальные проблемы.

Детальное погружение в чувства сотрудников

Все мы испытываем сейчас что-то похожее на психологическую травму. Часто эта травма связана с тревогой, выгоранием и стрессом. Многие люди не понимают разницы между оттенками этих чувств, но без четкого понимания эмоции практически невозможно помочь ее нейтрализовать или, как минимум, уменьшить практически невозможно.

Тревога — эмоционально окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределенности, ожидание отрицательных событий, труднопреодолимые предчувствия. Тревожный человек переживает из-за ситуации, которая еще не произошла. Руководитель может поговорить с человеком и попытаться вернуться  его в реальность. Например, можно использовать простые психологические приемы: назвать несколько предметов в комнате одного цвета в комнате или описать окружающую обстановку.

 Более сильная негативная эмоция, которую люди часто испытывают на работе, — стресс. Это совокупность адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз. В стрессе важно помнить, что помочь можно с помощью определения стресс-факторов. На работе часто выделяют такие категории:

 — Информация. Реорганизация, изменение или ускорение рабочего ритма. Информационная безопасность. Понимание происходящего.

Время. Нехватка времени, меняющиеся и конфликтующие приоритеты. Длинные и бесполезные собрания.

Ресурсы. Недостаток ресурсов, конфликты из-за них с другими.

Статус. Понижение статуса. Ощущение, что ваше мнение не учитывается. Соперничество

Контроль. Недостаток контроля, полномочий. Неуверенность в руководстве, коллегах, подчиненных.

 Самая тяжелая проблема, с которой могут столкнуться сотрудники, — выгорание. Это самостоятельное состояние, характеризующееся хронической усталостью, безразличием к работе, себе и другим людям, чувством опустошенности, возникшим на фоне устойчивого стрессового влияния труда. Лидер может распознать выгорание с помощью пятиступенчатой моделью эмоционального выгорания Джозефа Гринберга:

  1.  «Медовой месяц». Сотрудник с удовольствием берется за работу и полон решимости. Однако по мере усложнения заданий и при повышении трудовой нагрузки он теряет интерес к профессиональной деятельности, работа перестает приносить удовольствие.
  2. «Недостаток топлива». Появляется усталость, отрешенность, нарушение сна и аппетита. Часто страдает трудовая дисциплина: сотрудник опаздывает, уходит раньше без причины, у него наблюдаются частые перекуры или чаепития.
  3. «Хронические симптомы». Появляется раздражительность, агрессия, сотрудник становится изможденным, перестает следить за своей внешностью (особенно это заметно у женщин, которые чаще подвержены выгоранию).
  4. «Кризис». На этом этапе начинают развиваться хронические заболевания, в результате которых сотрудник может частично, а в тяжелом случае и полностью потерять свою работоспособность. У человека сильно падает самооценка и, по его мнению, значительно ухудшается качество жизни.
  5. «Пробивание стены». Физические и психологические проблемы обостряются, возникает риск развития опасных для жизни заболеваний.

 Поддерживающая роль руководителя

 После конкретного определения эмоций, руководитель должен стараться оказывать дальнейшую поддержку сотрудникам, чтобы не допускать возможных негативных ситуаций. Это называется контейнирование — способность передать свой ресурс или энергию другому человеку. Часто простые вопросы «что вы думаете про ситуацию» и повторные вопросы «а что вы еще думаете про ситуацию» помогают вывести человека из негативного состояния.

Могут помочь и маркеры поведения пассивно-агрессивной личности и их регулярное отслеживание:

 — Отказ в своем времени, поддержке, ресурсах и внимании.

— Продолжительные периоды молчания.

— Ненамеренная халтура, невыполнение конкретных требований или оговоренных обязательств.

— Прокрастинация, забывчивость, затягивание.

— Пребывание в дурном настроении без объяснения причин.

— Мелочные жалобы как способ выражения своего недовольства.

— Компромиссы и избегания во время открытых конфликтов: «ладно», «как хочешь».

— Избыточный и неуместный сарказм и юмор, чтобы поставить оппонента на место: «я просто пошутил».

 Ниже есть описание нескольких инструментов, которые могут облегчить работу лидеров:

 Переключайте режимы. Это драматически важно для мозга. Вы можете заниматься 15 минут задачей, а потом час бездельничать. Ничего страшного в такой пропорции нет.

Делайте то, что нравится. Работает ваша лимбическая система, страх и негатив уходят, а позитивное мышление накапливается.

Облекайте эмоции в слова. Если вы облекаете эмоцию в слова, вы на 50% снижаете уровень тревожности. Задайте себе вопрос: «Что вы чувствуете?».

Помогайте другим. Список добрых дел. Чем больше вы помогаете другим, тем легче вам самомутебе.

Поддерживайте рутину и ритм. Стройте большие цели и мечты. Это настраивает мозг, регулируется баланс связей.

Обращайтесь к специалистам поддерживающих профессий.

 Соблюдение этих простых советов значительно улучшит состояние каждого члена команды.

 Топ-5 правил выстраивания коммуникации в условиях кризиса

 Наконец, в условиях кризиса не стоит забывать и о простых правилах коммуникации. Они держат в тонусе всех сотрудников и поддерживают атмосферу позитива. Их всего пять:

 — Своевременно закрывайте потребности людей в актуальной информации.

— Общайтесь четко, просто, регулярно.

— Выбирайте откровенность, а не харизму.

— Подчеркивайте позитивные моменты.

— Сформулируйте четкое видение того, куда движется компания в условиях кризиса.

 Чтобы узнать больше о женском лидерстве в ситуации неопределенности, присоединяйтесь[1]  к нашей программе «FLOW Female Leaders Opportunities and Wholeness».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.