Образовательная программа | Лидерство и личное развитие | Creative Cluster

ФаКУЛЬТатив: культурный код бизнеса

Развитие креативного мышления для создания современного бизнеса
Запросить презентацию
07 апреля 2022
Статья

Формирование нового сообщества и новых проектов в условиях измененной реальности

Мы живем в эпоху больших перемен и большой неопределенности. Происходят изменения в системе ценностей, причинно-следственных связях. Возникает запрос на новое сообщество творческих людей и предпринимателей, которые будут формировать общественное мнение.
Формирование нового сообщества и новых проектов в условиях измененной реальности

Каковы принципы объединения людей в новое сообщество, как делать проекты с мощным импактом и какое место в формировании будущего занимает культура? Эти вопросы обсудили ведущие программы Школы управления СКОЛКОВО «Практикум ФаКУЛЬТатив|Культурный Код» Елена Бондаренко и Марина Глухова (Марисабель) с социальным предпринимателем, сооснователем UWC Dilijan College и RVVZ Foundation Вероникой Зонабенд, в том числе на примере культурно-предпринимательского проекта Noodome.

Елена Бондаренко – генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей: Стартап Академия, Практикум, Global Shift, соавтор программы «Практикум ФаКУЛЬТатив|Культурный код».

Марина Глухова (Марисабель) – продюсер международных культурных проектов, куратор, режиссер, основатель Laboratory ABC, соавтор программы «Практикум ФаКУЛЬТатив|Культурный код».

«Практикум ФаКУЛЬТатив» — программа, в которой создается пространство для формирования новых смыслов, проводится исследование и ретроспектива предпринимательского культурного кода, проходит проектирование аутентичности бизнеса и манифеста креативного предпринимателя.

Noodome – проект социальных предпринимателей, супругов Рубена Варданяна и Вероники Зонабенд. Это сообщество представителей разных сфер с общими ценностями, которые предчувствуют будущее, инициируют перемены и выстраивают связи, готовы инвестировать в развитие себя и менять мир к лучшему.

Принципы объединения в новое сообщество

Среда формирует людей, и люди формируют среду. Творческому и предпринимательскому сообществу зачастую просто необходимо пространство для формирования нового видения

«Сейчас, на мой взгляд, кризис наблюдается в любом сообществе . Старые системы развалились, новые еще не созданы, и по какому принципу объединяться, тоже непонятно», - говорит Вероника Зонабенд.

Есть большой запрос на создание союза интересных, думающих людей, которые способны подняться над рутиной и попробовать осознать, что с нами происходит.

Ответом на такой запрос становится сообщество Noodome.

«Это сообщество людей, которые предвидят будущее. То есть это те индивидуумы, которые инициируют изменения и несут ответственность перед будущими поколениями. Это именно готовность выйти из зоны комфорта, чтобы узнать что-то новое и делать не то, что делают все», - рассказывает Вероника про свой проект. Это готовность нести риск и решаться на изменения, хотя пока не вполне понятно, к какому результату приведут.

Принцип объединения в Noodome отличается от традиционного: это не клуб предпринимателей, богатых людей или топ-менеджеров компаний, это не для тех, кто занимается благотворительностью, это не просто творческое сообщество. Это содружество интересных индивидуумов, где не важны регалии. Можно формально даже не иметь образования и быть намного более интересным, чем человек со званиями и высокой позицией в обществе, который потратил огромное количество сил, чтобы по карьерной лестнице, но внутри у него уже ничего не осталось, уверена Зонабенд.

Принципы объединения в таком сообществе - готовность инвестировать в саморазвитие и доверие.

Сейчас во всем мире очень большой кризис доверия. Люди обложились юристами и договорами, простого рукопожатия или данного слова недостаточно.

Noodome создает пространство доверия в том числе с помощью адмиссии при вступлении. Это сообщество, закрытое снаружи, открытое внутри.

Такое содружество создает благоприятную среду для создания проектов и поиска партнера и поддержки, в том числе финансовой, для их реализации.

Формула проекта для формирования новой реальности:

  1. Возникновение идеи.
  2. Насмотренность. Изучение запроса, маркетинговые исследования, есть ли такая потребность. Необходимо знать, что происходит в мире, чтобы не изобретать велосипед. Например, когда появилась идея Школы СКОЛКОВО, Рубен Варданян объехал порядка 100 бизнес-школ. Когда Вероника Зонабенд создавала международную школу-пансион в Дилижане UWC Dilijan College, она объехала с архитектором минимум 40 школ по миру.
  3. Люди. С очень интересной идеей нужно идти к людям высочайшего уровня, к визионерам. Когда идея вызывает отклик у визионеров, это подтверждает, что ты не совсем профан. Потому что большая часть людей крутит у виска. Средний человек не отзывается.

«А ты ищешь вот таких сумасшедших по миру, кому чего-то хочется, тех, кто готов рискнуть и поверить в мечту, кто говорит: я готов на какие-то… и тогда проект состоится», - считает Зонабенд.

Изменение среды за границами сообщества

Люди многогранны. Сообщество представляет собой точку силы, где они «подзаряжаются», находят новые идеи и обретают единомышленников. Получают возможность «обстучать идею»: обменяться мнениями и рассказать о своем, ведь когда ты начинаешь говорить вслух, ты уже формулируешь по-другому. Для такого обмена нужен партнер – человек такого же уровня понимания, способный отозваться на твои мысли.

Новое сообщество можно описать как экосистему, среду, противоположность пузырю, когда ты сам в себе существуешь. Новое сообщество не может долго оставаться пузырем, когда люди реализуют что-то с большим импактом, создается заряд, от которого расходятся круги во всех областях.

Критерием успеха Вероника считает реакцию кого-то побывавшего в Москве, кто называет Noodome местом, которое обязательно нужно посетить, чтобы составить впечатление о столице России и культуре страны в целом. Сила всегда была в ней: она вбирала в себя и давала развиться культурам разных народов.

«Мы приверженцы во всех наших проектах такого концепта, как glocal – это и global, и local: знать, что происходит в мире, понимать и ценить разнообразие, иметь возможность общаться на мировом уровне, не отказываясь от своей культуры и своих корней», - добавляет Зонабенд. 

Формирование вектора культурного кода

Как отмечает Вероника, мы живем в эпоху больших перемен и большой неопределенности. У нас нет сформированного коллективного интеллекта, нет современных Сартра, Камю, Сахарова, на которых люди бы опирались, как в XX веке, нет философов, которые бы являлись opinion makers.

Поэтому частью большой идеи вокруг Noodome является мысль создать философский клуб, где мировые умы, в пространстве доверия, могли бы обсуждать сложные некомфортные темы. Ведь если мы не говорим о сложных темах, это не значит, что они испаряются. Мы просто их не осмысливаем, а это приведет к проблеме в ближайшем будущем, отразится на поколении наших детей.

Один из инструментов самовыражения и осознания мира вокруг себя – это искусство.

«На мой взгляд, современное искусство сейчас просто переживает кризис, так как поменялись причинно-следственные связи во многом, потому что настоящие люди искусства не про деньги и не про признание, а, в первую очередь, про внутреннюю потребность», - говорит Зонабенд. Финансовая составляющая важна, но она не должна быть движущей силой.

Также важно дать возможность людям, которые никогда искусством не занимались, предпринять попытку увидеть и узнать что-то новое. Этому могут помочь коллаборации с отдельными художниками, с галереями в разрезе создания предмета для диалога.

Насмотренность влияет на то, как ты видишь будущее. Художник помогает в этом будущем увидеть траекторию и понять, какое твое место в мире, соглашаются Марисабель и Зонабенд.

Зонабенд также отмечает важность саморефлексии. Наблюдается кризис психологического и ментального здоровья, частично из-за изменившихся внешних условий, пандемии и локдауна по всему миру. «Поезд на полном ходу остановился, и появилось время остаться с самим собой и понять, что же важно», - добавляет Вероника.

Бесконечный бег, отсутствие достаточного времени и сил отделить главное от второстепенного стали главными атрибутами современного образа жизни

Мы слишком быстро двигались. Система и общество потребления создали пространство избыточности. Много информации, много шума, и мы в этом шуме не можем выделить свой звук и понять свою тональность. Она у каждого своя, не всегда твой рецепт и то, что хорошо тебе, хорошо другим.

Физически в мире создано очень много пространств, которые нечем наполнить, потому что эпоха, экономика потребления создала, в первую очередь, запрос и систему оценки по форме, а не по содержанию. Оказалось, что короткий цикл, желание продать, получить результат сегодня и воспользоваться им сегодня же по форме намного проще. Содержание же наращивается и создается поколениями. Во всем мире сегодня очень большой недостаток содержания. Как говорил отец ландшафтного дизайнера школы в Дилижане, лес мы сажаем для наших внуков.

Изменения во всем требуют большой работы от каждого из нас, в первую очередь разговора с самим собой. «Делай, что можешь, и будь, что будет», - называет свой принцип Зонабенд.


(0)
(0)
Регистрация

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.