31 мая 2021
Статья

НРР-2021: Проблемные вопросы нелегального рынка алкоголя

31 мая в рамках открывающей панели на Wine Retail Week 2021 аналитик Центра Гридин Роман представил доклад «Проблемные вопросы нелегального рынка алкогольной продукции в России». Дополнительное внимание в докладе уделено возможным решениям проблем и дальнейшим направлениям работы Центра по теме.
НРР-2021: Проблемные вопросы нелегального рынка алкоголя
Источник: Wine Retail Week 2021

31 мая в рамках открывающей панели на Wine Retail Week 2021 аналитик Центра развития потребительского рынка СКОЛКОВО Гридин Роман представил доклад «Проблемные вопросы нелегального рынка алкогольной продукции в России».

Основное внимание в докладе было уделено актуальным проблемам, с которыми сегодня сталкивается государство, бизнес и общество в рамках борьбы с нелегальным рынком алкогольной продукции. Также в докладе были представлены возможные решения существующих проблем и обозначены дальнейшие направления работы Центра в рамках данной темы.

В качестве проблем, особенно остро стоящих в рамках борьбы с нелегальным рынком алкогольной продукции, были выделены следующие.

Во-первых, на сегодняшний день не существует общепринятой открытой и официальной методики оценки объемов нелегальной алкогольной продукции. Отсутствует и однозначно надежный метод подсчета. Применяется несколько методов: балансовый метод, расчет по объему конфискованной продукции, по алкоголь ассоциированным последствиям, по сопутствующему производству сырьевых товаров, метод экспертных оценок и иные. Каждый из них хорошо учитывает отдельные сегменты нелегального алкоголя, но общую оценку эти методы не дают. Отдельное внимание в докладе было уделено отсутствию системных исследований по изучению нелегального рынка винодельческой продукции.

В рамках борьбы с данной проблемой Центр считает крайне важной разработку комплексной методики оценки объемов нелегальной алкогольной продукции, основанной на сегментировании расчета по видам алкоголя и специфике их нелегальных рынков, на применении одновременно нескольких методов и использовании максимально широкого набора данных. Также Центр планирует уделить дополнительное внимание изучению нелегального рынка винодельческой продукции.


Во-вторых, в борьбу с нелегальным рынком алкоголя сегодня недостаточно активно включено само население, и здесь видится два направления для улучшения:

  • популяризация приложения Росалкогольрегулирования, позволяющего проверить акцизную марку (по данным Центра, в 2019 году 77 % опрошенных не знали, как можно проверить, является ли бутылка поддельной);
  • разработка удобного приложения для мобильного телефона, позволяющего анонимно сообщать о фактах нелегального производства и продажи алкогольной продукции.

В-третьих, в условиях постпандемийного восстановления крайне важно уделить дополнительное внимание проблеме нелегального рынка алкоголя из-за наложения как минимум трех факторов, стимулирующих покупку нелегального алкоголя:

  1. Фактор стресса, то есть повышение общего уровня тревожности (как следствие — увеличение потребления алкоголя отдельными категориями людей как наиболее доступного антидепрессанта).
  2. Значительное снижение доходов населения. По отношению к 1 кв. 2020 года (допандемийному) реальные денежные доходы населения сократились на 12 %. Как следствие — люди находятся в поиске более дешевого алкоголя. По данным Центра, в 2019 году 73 % опрошенных отметили, что основным фактором, подталкивающим людей к покупке нелегального алкоголя является «более низкая цена, бедность населения и дороговизна легального алкоголя».
  3. Физические ограничения на перемещение активизировали интернет-продажи, в том числе продажи алкоголя. Данный тренд фиксируется как в Яндекс WordStat, так и в Google Trends. Популярность поискового запроса на доставку алкоголя в течение 24 кварталов 2020 года и 12 кварталов 2021 года была значительно выше, чем в предыдущие 5 лет, что может говорить о некоторой устойчивости данного тренда.

В-четвертых, установление избыточных дополнительных региональных ограничений времени, условий и мест продажи алкоголя приводит к увеличению объемов нелегального рынка одновременно с падением легальных продаж алкоголя. Данный тезис подтверждают результаты исследования Центра 2020 года и заключений ОРВ законопроектов в регионах. Также следует отметить тот факт, что поисковый запрос на приобретение алкоголя с доставкой в 2020 году был наиболее популярен в Республике Саха (Якутия), Свердловской области — одни из первых регионов, вводивших дополнительные ограничения в связи с эпидемиологической ситуацией. Крайне важно проводить сбалансированную и просчитанную политику ограничения продажи алкоголя в регионах, купируя возможные последствия в виде увеличения нелегального рынка.

В-пятых, сегодня мы можем наблюдать устойчивый спрос на покупку алкогольной продукции в интернете, при этом вся эта продукция продается нелегально. Между тем успехов в борьбе с нелегальными производителями и продавцами алкоголя в интернете возможно можно было бы достичь за счет постепенного снятия такого запрета для добросовестных участников. Тогда к контролю за продажей нелегального алкоголя могли бы подключиться и представители бизнеса. Крайне важно, чтобы данные процессы происходили поэтапно, с анализом различных социально-экономических показателей и минимизировали риски покупки нелегального алкоголя.

Ссылка:

Пленарная сессия Wine Retail Week

Презентация доклада

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie