27 февраля 2024
Статья

Дискуссия в Киноклубе СКОЛКОВО: Как Якутия совершила прорыв в киноиндустрии

Небольшой бюджет, горящие глаза команды и свобода творчества – эти аспекты обсуждали эксперты и зрители после показа. В дискуссии приняли участие режиссер и сценарист Николай Корякин (Айдын Ате), главный редактор киностудии «Ленфильм», программный директор кинофестивалей «Выборг» и «ГорькийFest» Андрей Апостолов, генеральный директор Корпорации развития Республики Саха Якутия Афанасий Саввин (онлайн) и куратор киноклуба СКОЛКОВО Светлана Максимченко.
Дискуссия в Киноклубе СКОЛКОВО: Как Якутия совершила прорыв в киноиндустрии

Фильм выиграл в номинации «Лучший режиссер» на фестивале авторского кино «Зимний»-2023. Комедийная драма Николая Корякина (Айдын Ате) рассказывает о судьбе и жизни мальчика по имени Тимир.

Светлана Максимченко, Николай Корякин (Айдын Ате) и Андрей Апостолов
Светлана Максимченко, Николай Корякин (Айдын Ате) и Андрей Апостолов

После смерти мамы Тимира отдел опеки находит его родного отца и направляет к нему в деревню, чтобы мальчик не попал в детдом и смог наладить отношения с родным ему человеком. Но Тимир, оказавшись в деревне, ни с кем не находит общего языка — не получается наладить контакт с родным отцом, в школе над ним начинают глумиться. Но однажды Тимир встречает таинственного незнакомца, который оказывается духом, застрявшим между двух миров.

Генеральный директор Корпорации развития Республики Саха Якутия Афанасий Саввин, отвечая на вопрос, в чем успех якутского кино, отметил, что в первую очередь в таланте людей, которые его делают, и возможно, в том, что никто им не говорит, что нужно снимать.

«У творцов, у продюсеров, у режиссеров абсолютная свобода действий. Пока это внутренний продукт, 34% посещения кинотеатров в Якутии приходится на фильмы местного производства. За прошлый год было выпущено 26 фильмов, а сборы составили 100 млн рублей без учета продаж на стриминговых платформах. При этом 300 иностранных картин собрали почти такую же сумму. То есть успех якутского кино измерим с точки зрения бизнес-составляющей».
Афанасий Саввин
Афанасий Саввин

И следующий наш шаг, по словам Афанасия Саввина, – сделать якутское кино международным продуктом, чтобы его оценил зритель не только в России, но и во всем мире. Стоит отметить, что это фильмы для широкого круга, не камерное. И в качестве поддержки каждый год на его производство выделяются гранты, в республике есть и один из первых в России частных кинофондов, и он тоже постоянно поддерживает местный кинематограф. В дальнейших планах создание большого кинотехнологического центра для всего Дальнего Востока. Как показывает практика, местные команды способны снимать не только высококачественные фильмы, но еще и вести эффективный бизнес – в среднем на фильм уходит 10 млн рублей, а картина зарабатывает 15-18 млн.

Собственно, эта история касается и фильма «Тимир». По словам режиссера Николая Корякина (Айдын Ате), бюджет был минимальный, 4 млн рублей. А в прокате картина уже собрала 11 млн.

После строительства центра, отметил Афанасий Саввин, необходимо будет наполнить кластер ресурсами так же, как был наполнен IT-кластер.

«Мы поняли, что, если мы не создадим фонд, который будет финансировать стартапы, у нас мало что получится. Поэтому мы понимаем, что наряду с созданием инфраструктуры, важно, чтобы у нас повысился средний чек бюджета якутского кино в том числе за счет финансирования государством».


Разговор в целом шел и о господдержке креативных индустрий в разных регионах. Для управления подобным кластером госслужащим необходимы и новые навыки. Дальний Восток в этом смысле стал первопроходцем – масштабная программа подготовки молодежи для государственной службы «Муравьев-Амурский 2030» была анонсирована главой Минвостокразвития РФ Алексеем Чекунковым. Сейчас идет набор уже на III поток. Выпуск I потока состоялся в прошлом году. Выпускники получили должности министров, зам.министра, заместителей глав муниципалитетов, начальников управлений, проректоров. 30% из них переехали на Дальний Восток из всех регионов России.

Обучение на программе «Муравьев-Амурский 2030» бесплатное при условии последующего трудоустройства на госслужбу в регионы Дальнего Востока. По итогам выпускники получают диплом о профессиональной переподготовке Школы управления СКОЛКОВО, которая является ключевым партнером программы, и вузов – партнеров, а также входят в резерв госслужащих. Узнать подробности и отправить заявку на участие в программе можно до 15 марта 2023 года на сайте.

Андрей Апостолов
Андрей Апостолов

В свою очередь, Андрей Апостолов, отмечая безусловный успех якутского кино, сделал акцент на том, чем особенно интересен этот феномен – республиканский кинематограф шел к признанию примерно 25 лет. Такое умение планомерно развиваться и масштабироваться – большая редкость, и за пару лет подобных успехов не достичь, нужна подготовка и целенаправленная работа, в том числе на государственном уровне. Также стоит учитывать, что якутское кино из-за географической отдаленности республики развивалось автономно, за это время сложилась своя система проката и т.д. И сейчас кинематограф Якутии находится в переломном моменте, когда о нем узнают и вовне. По мнению Апостолова, будет интересно наблюдать, к каким изменениям это приведет: с одной стороны, внутри республиканского кинематографа стали появляться московские продюсеры, с другой – якутские режиссеры стали снимать уже не автономное кино, а федерального масштаба.

Николай Корякин (Айдын Ате)
Николай Корякин (Айдын Ате)

По словам Николая Корякина (Айдын Ате), успех якутского кино связан с тем, что команда работает над фильмом с горящими глазами: каждый может заменить другого, порой новому ремеслу учатся на самой площадке. Сам Николай на своей картине был режиссером, сценаристом и продюсером, участвовал в монтаже. Съемки длились всего 22 дня, а в съемочной группе вместе с актерами было 35 человек. Такая творческая сплоченность и многофункциональность очень чувствуются, зрители и критики оценивают фильмы по достоинству.

Зрители на показе в Киноклубе СКОЛКОВО
Зрители на показе в Киноклубе СКОЛКОВО
Зрители на показе в Киноклубе СКОЛКОВО
Зрители на показе в Киноклубе СКОЛКОВО

Николай Корякин (Айдын Ате):

«Если рассказ о такой острой социальной проблеме воспитания снять, как обычное кино, то все это смотрелось бы иначе. Потому что, если прочитать синопсис «Тимира», складывается ощущение, что это драма. Но это комедия. Комедия, чтобы рассказать эту историю непринужденно, чтобы поднять эту тему, чтобы этот фильм могли посмотреть все — и дети, и родители».

***

Статью подготовила Ирина Кедровская

Читайте также:

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie