16 сентября 2021
Статья

Чем чревато европейское углеродное регулирование

Воздействие европейского механизма пограничной углеродной корректировки (CBAM) на российскую экономику будет большим, чем предполагалось ранее, следует из исследования Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО
Чем чревато европейское углеродное регулирование
Источник: veeterzy on Unsplash
«СВАМ пока в основном рассматривается как проблема экспортно ориентированных металлургов, однако, по нашему мнению, это пока только «первый звонок»: в перспективе абсолютно все компании во всех секторах российской экономики будут прямо или косвенно им задеты», — сказала директор центра Ирина Гайда, чьи слова приводит «Коммерсант».

Как отмечают аналитики СКОЛКОВО, СBAM серьезно повлияет на конкурентоспособность экспортеров из многих стран. Пострадают интересы России, Турции, Китая и Норвегии, в меньшей степени — Белоруссии, Украины, Туниса, Марокко, Великобритании и ОАЭ. Им придется одновременно переходить к низкоуглеродному развитию и платить за выбросы по экспортируемым в ЕС товарам.

Механизм СBAM отвечает основным нормам ВТО, поскольку одновременно с распространением СBAM предусматривается постепенная отмена бесплатных квот для производителей из ЕС. Однако многое будет определяться подзаконными актами и тем, как будет меняться CBAM в ходе пересмотра в 2023-2026 годах. В то же время CBAM вступает в противоречие с некоторыми принципами Парижского соглашения, поскольку CBAM подталкивает все страны, торгующие с ЕС, к введению ценообразования на выбросы парниковых газов и гармонизации мер учета углеродного следа в логике стандартов ЕС.

В связи с этим первоочередной задачей — как для российского бизнеса, так и для регуляторов — становится внедрение качественной отчетности по эмиссиям парниковых газов, соответствующей требованиям международных торговых партнеров.

Кроме того, нужно пройти две ключевых развилки:

  • Вводить ли в России национальную систему ценообразования на выбросы парниковых газов (по аналогии с ЕС) или же по аналогии с американскими регуляторами действовать без национального углеродного налога?
  • Вводить ли специальные требования/платежи на углерод только для экспортно ориентированных производств или распространять их на всю российскую экономику?

Российский бизнес и регионы нуждаются в четко артикулированной национальной климатической стратегии — с конкретными целевыми ориентирами по уровню эмиссий по отраслям и регионам на горизонте 2025, 2030, 2050 годов и механизмами поддержки реализации инициатив по снижению эмиссии парниковых газов.

И СВАМ делает эту потребность исключительно срочной!

Полную версию исследования можно посмотреть здесь.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie