02 декабря 2019
Статья

Богатые предложили Минфину проекты на 70 трлн рублей

Профессор Российской экономической школы Олег Константинович Шибанов.
Богатые предложили Минфину проекты на 70 трлн рублей
Источник: Радио России

Министерство финансов РФ готовит законопроект о защите и поощрении капиталовложений и развитии инновационной деятельности. В ходе его подготовки специалисты Минфина решили пообщаться с крупным бизнесом и выяснили, что крупный бизнес готов вложить в потенциальные проекты до 70 трлн рублей. Цифра сумасшедшая. Бизнес только требует стабильных условий на время реализации данного проекта и на период получения прибылей от проекта. То есть, чтобы ничего не менялось ни в налоговой политике, ни в технических регламентах. Более того, бизнес требует гарантий, что, если вдруг что-то пошло не так по вине государства, государство ему эти вложенные деньги вернёт.

Может быть, вы знаете, о каких проектах идёт речь? Потому что 70 трлн рублей – это очень большая сумма.

Олег Шибанов: Конкретно не знаю. Как я понял, замминистра и другие вовлечённые лица получили конкретную инсайдерскую информацию от компаний, олигархов и так далее. Здесь история какая? Что хочется? Во многом, чтобы это были какие-то перерабатывающие отрасли, нефтехимическая промышленность, инфраструктурные проекты, платные дороги и т.д. В принципе в законопроекте много инфраструктурного и довольно мало вещей, связанных не с производством, а с услугами и с IT.

Но при этом называются разные сроки. И государство собирается стимулировать определённые сферы, потому что специальный режим будет вводиться в зависимости от объёма инвестиций. В каких-то сферах, например, в социальной, должно быть всего лишь 250 миллионов рублей. Если говорить про цифровую экономику, то 1,5 млрд рублей. А в других областях – 5 млрд рублей. Бизнес на это пойдёт? 250 миллионов вкладываешь в социальный проект, и тебе гарантируются стабильные условия работы в течение какого-то времени. Насколько привлекательны социальные проекты для бизнеса?

Олег Шибанов: Думаю, что не очень привлекательны. Если вспомнить о социальной нагрузке бизнеса вроде постройки детских садов, ЖКХ и подобных вещей, всё это обычно являлись нагрузкой на бизнес, а не каким-то прибыльным бизнесом. Но я бы сказал иначе. В принципе, нагрузка – это замечательно, но если мы думаем про какие-то большие проекты и если мы думаем про 30 трлн рублей, которые замминистра упомянул, подтверждённых до 2024 года, то эти проекты всё-таки должны быть связаны с чем-то либо производственным, либо инфраструктурным. Потому что 5 млрд рублей – это довольно небольшой проект для РФ. И в этом смысле, чем эти проекты более крупные, тем больше шансов, что это бизнес-проект, это серьёзное вложение, а не просто поиграть, временно посмотреть и, может быть, мы построим дополнительно сеть каких-то кафе в данном городе, что приведёт к росту благосостояния граждан и росту оборота. Надо в основном, наверное, сейчас смотреть на крупные проекты, которые могут помочь российской экономике.

Сказано, что неким пряником будет то, что если будут нарушены государством условия ведения проекта, не будет стабильности условий, то государство обязуется вернуть предпринимателю потраченные деньги. С другой стороны, сказано, что предприниматель обязуется довести проект до конца. Он может говорить, что обязуется сколь угодно долго и сколь угодно с жаром, но может не довести проект до конца. И никакого для него кнута в этом случае пока не предусмотрено. Так ли?

Олег Шибанов: Кнутом может быть простая вещь. Это возврат условий к тем, которые являются не льготными, и после этого станет понятно, что всё это было бесполезно и пропали все инвестиции, потому что в принципе при нынешней налоговой системе многие проекты не могут запуститься из-за низкой их рентабельности. Поэтому кнут очевиден, и он наверняка будет в этом законопроекте прописан. Мне кажется, больше важно всё-таки то, что государство, говоря о том, что оно вернёт инвесторам начальные вложения, очень правильно поступает. При этом надо учитывать, что будет ещё потерянное время, потерянные силы и всё остальное. Насколько всё-таки бизнес такую формулировку предпочтёт или всё-таки формулировку: давайте просто зафиксируем и не будем их менять без каких-то дополнительных штрафов или вернём средства в пятикратном размере, если вдруг поменяются условия, вот это будет интересно увидеть в итоговом законопроекте.

Когда законопроект обсуждался в Совете Федерации, там обратили внимание на то, что в основном те налоги, о которых идёт речь, это налоги в региональные бюджеты. При этом региональные бюджеты, как сказано сейчас в законопроекте, никакого отношения к этим инвестициям иметь не будут, точнее, к проектам, в которые должны будут вкладываться эти инвестиции. То есть, решения будут приниматься федеральным центром, а налоги будут идти в региональные бюджеты? Кроме того как говорит центр, что в регионах будут созданы новые рабочие места. Вы бы высказались в защиту центра или регионов?

Олег Шибанов: Для центра это важно, потому что централизация может оказаться полезной из-за правильного выбора, в какие регионы идти и с какими объёмами там оставаться. Но вот что касается налогов, здесь действительно есть некая хитринка, потому что вроде бы некоторые налоги останутся в местных бюджетах, в том числе и налог на доходы физических лиц и, может быть, какие-то имущественные налоги и т.д. Но всё-таки, конечно, хотелось бы, чтобы было больше перераспределения налогов в региональные бюджеты. Если туда будут платиться федеральные налоги, то, может быть, как компенсация, вспоможение или как бы приз за то, что всё-таки в этом регионе бизнес построил свои предприятия. Было бы очень полезно это ввести, потому что для регионов и для губернаторов это было бы значимой морковкой.

Утверждается, что в будущем планируется заключать подобные инвестиционные соглашения с неизменностью условий автоматически. Как вам новация?

Олег Шибанов: Это мне совершенно не понятно. Более того, это непрозрачно с точки зрения имплементации. Как это вообще возможно. Про продление я могу понять, а вот чтобы заключать новые с сохранением этих условий, это вообще совершенно не ясно. Думаю, что вообще этого не будет.

Полную версию интервью читайте по ссылке.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie