Конструктивизм — явление, родившееся именно в России. Параллельно с супрематизмом это авангардное течение с момента зарождения стало стилеобразующим на многих уровнях. Обе концепции, несмотря на противоборство, оказали большое влияние на предметно-художественную сферу.

Течения авангардного искусства 1910 — 1920-х годов XX века имеют для Школы СКОЛКОВО особое значение. Оно заложено в фундамент Кампуса: вдохновением для архитектурного решения послужила картина русского художника-авангардиста Казимира Малевича «Супрематизм».

Конструктивисты переосмыслили понятие пространства, создавая сначала форму и содержание в объеме, конструируя каркас. Лишь после этого они переносили проект на бумагу в виде эскиза: это позволяет увидеть объект целиком, осознать его место во вселенной.

Похожий принцип применяется в Школе при формировании образовательного процесса: важно понять, какое место знания и конкретная программа занимают в мире, визуализировать результат.

В этом году программа Дня основания Школы отдает дань обоим направлениям, но в центре события — конструктивизм, чтобы взглянуть на будущее через новую оптику, как когда-то это сделали художники-новаторы.

Культурная программа станет ПРОСТРАНСТВОМ КОНСТРУКТИВИЗМА. Гостей ждут выставка уникальной архитектурной графики, экспозиции на тему конструктивизма и многое другое.

Мастер русского авангарда Яков Чернихов


На Кампусе представлены работы Якова Чернихова — советского архитектора, художника, графика, живописца и теоретика архитектуры, одного из самых ярких и оригинальных деятелей конструктивизма первой половины XX века. Графика Чернихова оказала мощное влияние на развитие архитектуры прошлого столетия. Многие знаменитые архитекторы открыто называли его своим вдохновителем и заочным учителем.

Работы Якова Чернихова известны своей необыкновенной, завораживающей красотой и устремленностью в технологическое будущее. Они появились еще за столетие до того, как хайтек-небоскребы в мегаполисах стали реальностью. Рассматривать чертежи Якова Чернихова, архитектора-футуролога раннего советского времени, не менее интересно, чем картины авангарда, с которыми у них много общего в плане композиции и цветовой гаммы. На выставке можно будет увидеть самые прославленные работы автора.

Впервые Яков Чернихов начал самостоятельно работать в области начертательного искусства и графики в 1912 году, в том же году начинается его педагогическая деятельность, которую он продолжал до конца жизни.

Yagchernikhov
Photo1694724417
101chernikhov 014

В 1927 году Чернихов организовал в Ленинграде собственную «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования», где в кругу учеников и помощников разворачивает активную экспериментаторскую и проектную деятельность. В 1933 году в Аничковом дворце в Ленинграде была развернута выставка работ Якова Чернихова «2222 архитектурные фантазии».

Тогда, в начале 1930-х, когда только разворачивалось строительство нового государства, архитектурные фантазии архитектора воспринимались как несбыточные. Вероятно, поэтому после выхода книги Чернихова «Основы современной архитектуры» академик архитектуры Александр Дмитриев адресовал ему фразу, выбитую на фасаде главного павильона Дармштадской художественно-промышленной выставки: «Свой мир покажи, художник, которого никогда не было и никогда не будет».

Архитектурные фантазии Якова Чернихова, как и проекты Ивана Леонидова, работы Константина Мельникова и других пионеров советской архитектуры, даже невоплощенные, открыли для последующих поколений возможность познания великого искусства архитектуры во всем его разнообразии и красоте.

Башня Татлина


Основателем конструктивизма считается Владимир Татлин. Живописец и скульптор, он разработал Памятник III Интернационалу — знаменитую «Башню Татлина». От этого загадочного проекта не осталось чертежей — только фотографии макетов. Один из них теперь представлен на Кампусе СКОЛКОВО.

В 1919 году Татлину поручили разработать проект памятника. Согласно модели, разработанной художником, он представлял собой три больших стеклянных помещения, возведенных по сложной системе вертикальных стержней и спиралей. Помещения должны были располагаться одно над другим и заключены в различные гармонически связанные формы. Благодаря особого рода механизмам они должны были находиться в движении на различных скоростях. Нижнее помещение, или куб, должно было, по задумке, двигаться вокруг своей оси со скоростью одного оборота в год и предназначалось «для законодательных целей» — конференций, собраний и съездов. Следующее помещение в форме пирамиды должно было вращаться по оси со скоростью одного полного оборота в месяц и предназначалось для Исполкома Интернационала. Наконец, в верхнем цилиндре должны были разместиться информационное бюро, газета, издания прокламаций, телеграф, проекционные фонари для большого экрана.

Основная идея памятника заключалась в органическом синтезе архитектурных, скульптурных и живописных принципов и должна была дать новый тип монументальных сооружений, соединяющих в себе чисто творческую форму с формой утилитарной.

Tatlin
Sovarch 030 02
Photo 2023 09 15 13 46 25
Арт-объекты

Конструктивисты много работали с деревом и бумагой, как самыми доступными материалами. Именно поэтому в пространстве Школы сегодня украшения из бумаги.

Пространство для творчества и вдохновения

В рамках культурной программы все желающие смогут стать участниками мастер-классов по архитектуре и лекций о конструктивизме, подготовленных Центром «Зотов».

Основа конструктивистских композиций — простейшие геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.

Круговое пространство — диск — основание Кампуса. Фасады здания напоминают кубы различной формы. Фигуры использованы и в украшении потолочных конструкций.

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie