От быстрого роста к стадии замедления
Любой бизнес — от грузоперевозок до строительства — за время своего развития проходит несколько этапов, это естественная эволюционная динамика.
После запуска, если найдена правильная бизнес-модель, сформулирован продукт, определен клиент и каналы коммуникации с ним, начинается стадия быстрого роста — на 100—200 % в год по выручке. «В этот момент управляющий собственник, который в своем бизнесе занимает синтетическую позицию — выполняет роль и предпринимателя, и менеджера, — фокусируется на выстраивании бизнес-процессов. И это нормально — важнее заниматься инструментальным оснащением роста: создавать управленческую систему, нанимать и мотивировать сотрудников», — говорит руководитель программы «СКОЛКОВО Практикум» Елизавета Ильина.
Однако со временем быстрый рост сменяет проблемная ситуация — точка замедления. В зависимости от того, в какой сфере развивается бизнес, это происходит через 3—5 лет после создания компании или даже раньше. На стадии замедления роста прибыль, продажи, рентабельность все еще увеличиваются, но в среднем только на 20—30 % в год. И это первый сигнал для предпринимателя, что ситуация изменилась.
В такой момент, например, на программу «СКОЛКОВО Практикум» пришел Сергей Доронин, владелец компании Restamama (объединяет сеть кафе в московских парках): после двукратного роста в течение 4—5 лет обороты начали падать. А создатели школы скорочтения и развития интеллекта IQ007 Данил Костромин и Вадим Хабиров столкнулись с тем, что потенциала для кратного роста просто не было: их проект уже был представлен во всех городах-миллионниках, и открытие новых филиалов не помогло бы принципиально масштабировать бизнес.
Факторы замедления роста
В такой момент предпринимателю важно четко понять, что стало причиной замедления. Это может быть связано и с внешними, и с внутренними факторами.
Внутренние явления часто объясняются устареванием продукта, его неспособностью удовлетворить изменившиеся потребности клиента, для которого он создается. Показательный пример — южнокорейская компания LG Electronics, недавно объявившая о прекращении производства смартфонов после почти 30 лет непрерывной работы: нестандартные устройства, которые могли бы выделиться на конкурентном рынке, так и не привлекли покупателей.
Внешний контур обычно обусловлен сокращением потенциала индустрии, уменьшением объема рынка или его полным исчезновением из-за появления новых технологий: так происходило, например, с сегментами компакт-кассет и DVD-дисков. Сейчас этот крупномасштабный тренд обозначен особенно отчетливо: происходит смена технологических эпох — переход из промышленной конструкции экономики в цифровую. Новые технологии начинают прямым образом влиять на те бизнесы, которые были собраны 7 лет назад: их модели постепенно устаревают. Особенно это стало заметно во время пандемии: бизнесам пришлось адаптироваться к цифровой действительности, уходить в онлайн.