15 июня 2021
Статья

«Забудь все, чему тебя учили»: что не так с выпускниками вузов и где им взять релевантный опыт?

О том, что тормозит начало карьеры молодых специалистов и как им прокачать свои навыки, рассказывает академический директор программы MOOVE by SKOLKOVO x MTS Александр Колегов.
«Забудь все, чему тебя учили»: что не так с выпускниками вузов и где им взять релевантный опыт?
Источник: Московская школа управления СКОЛКОВО

Часто первое, что слышат студенты и выпускники вузов, которые приходят работать: «Забудь все, чему тебя учили, будем переучиваться». Система высшего образования консервативна и не успевает подстраиваться к тем требованиям, которые к ней предъявляет современная экономика, а жертвами этого оказываются ребята, начинающие карьеру.

Сами вузы в общей массе не видят никаких проблем. Первым с ними сталкивается бизнес: в силу своего прагматизма он быстро понимает, что получил на рынке труда не ту квалификацию, которая ему была нужна. Тогда проблему замечает и молодой сотрудник.

Дефицитные навыки

Хорошая новость в том, что ребята умеют думать. По своим студентам я вижу, что с мышлением у них все в порядке: это устойчивая база, которая формируется на теоретических дисциплинах. Проблемы начинаются там, где нужны гибкие навыки, или soft skills. 

Поколение Z, выходящее сегодня на рынок труда, — это яркие и умные молодые люди, с которыми поначалу очень приятно работать. Но потом выясняется: они не понимают, что попали в организацию — с ее нормами, процедурами, писаными и неписаными правилами. У них полный провал в том, что на языке бизнеса называется организационным поведением. 

Приобрести этот и другие навыки можно в процессе работы, но придется потратить много времени и совершить много ошибок. Проблема в том, что в бизнесе количество таких ошибок ограничено: есть критический порог, после которого с тобой просто попрощаются. Кроме того, в любой компании начинающему сотруднику дают механические функции, а такая форма адаптации часто не устраивает молодых ребят.  

Компании со стратегическим мышлением понимают это и работают с ними в режиме экспериментов. Например, устраивают двухлетнюю лидерскую программу и через нее обучают культуре организации. Проблема этого подхода в том, что он тоже связан с рисками, потому что твои успехи в программе влияют на карьерное продвижение. К тому же полученные таким образом навыки могут оказаться бессистемными, ведь каждая компания учит своей культуре.

Обучение через опыт

Оптимальный путь получения необходимых навыков сформировался в системе бизнес-образования. Его преимущество — мультиинструментальность: в каждой дисциплине есть набор методов, которыми решается та или иная проблема, и эти методы взяты из реальной практики решения такого типа проблем. 

В бизнес-образовании ты учишься чему-то, только когда можешь применить это в реальной жизни или хотя бы в имитационной ситуации. Для этого специально конструируются такие ситуации, в которых можно столкнуться с проблемами и набить все нужные шишки в безопасном режиме. Это называется experiential learning, или обучение через опыт. Чем больше ситуация приближена к реальности, тем быстрее происходит обучение. 

Сейчас есть несколько подходов к интеграции опыта в образование. Помимо имитационных ситуаций, это стажировки, которые дают возможность применить знания в реальной ситуации и уже стали обязательным элементом во многих вузах. Еще один перспективный подход — запуск реальных стартапов как часть обучения, например, вместо сдачи диплома. Со стороны студентов такой подход требует совершенно другого отношения и энергозатрат, чем имитационная ситуация, поэтому и результат получается лучше. Сейчас создание стартапов пытаются внедрить в образование, но подход связан с серьезными затратами, поэтому пока он реализуется в очень узком сегменте.

Как выбрать инструмент развития карьеры

Успех при выборе траектории карьерного развития зависит от конкретных проблем, которые хочет решить молодой специалист. Одна ситуация — когда ориентируешься в предмете своей деятельности не хуже остальных, но не растешь в карьере из-за слабых навыков коммуникации. Совершенно другое — если для роста не хватает предметной экспертизы, например когда маркетологу для позиции Senior недостаточно технических навыков. 

Если ты считаешь, что тебе не хватает системных бизнес-знаний, надо смотреть в сторону фундаментальной подготовки. Кругозор в бизнесе дают 7—9 дисциплин, которые составляют основу знаковой системы, языка бизнеса: ты должен понимать, что такое стратегия, бухучет, маркетинг, финансы, итерации. Такую подготовку дают дженералистские программы: классическая MBA — для более взрослой аудитории или магистерская — для более молодой. 

Важную роль играют совместные программы, когда партнерские вузы берут ответственность каждый за свой тип подготовки. На рынке растет спрос на сотрудников с кросс-дисциплинарными навыками, и, чтобы обеспечить качественную подготовку таких кадров, зачастую нужен партнер. Например, у бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС есть совместная программа с МФТИ. В этом случае институт дает студенту крепкие академические знания, бизнес-школа отвечает за бизнес-дисциплины. А на выходе мы получаем человека с кросс-дисциплинарным мышлением.

Бренды без репутации

В последнее время массовым явлением стали программы онлайн-обучения. Этот рынок получил мощный импульс из-за пандемии, но пока не справился со своим бурным ростом.

Базовая проблема здесь — сложно отделить плохое от хорошего. В сегменте онлайн-обучения успели сформироваться сильные бренды, но образование — это репутационный бизнес, и его эффект для клиента раскрывается в течение 5—10 лет. Сейчас даже у сильных брендов на рынке EdTech не успела сформироваться репутация, поэтому зачастую трудно заранее быть уверенным в качественном результате. Еще больше путает карты фактор агрессивного маркетинга и несбыточных обещаний вроде зарплаты в 200 тыс. рублей после трехнедельного курса обучения. 

Несмотря на это, короткие онлайн-программы, безусловно, могут помочь. С их помощью можно быстро на базовом уровне освоить ряд технических навыков и пойти в компанию на позицию junior. Именно эту роль такие курсы будут занимать на рынке, когда сегмент станет устойчивым. А все, что связано с более сложными навыками — будь то soft skills или бизнес-мышление, — сформировать на короткой программе нельзя.

Поддерживающая среда полного цикла

Особое место на карте возможностей для молодых специалистов занимает программа MOOVE. Получая опыт на работе, ты всегда рискуешь, потому что не можешь позволить себе совершить слишком много ошибок. В рамках образовательного процесса в вузе ты оказываешься оторван от практики применения навыков. В MOOVE ты не только получаешь бизнес-образование и формируешь soft skills, но и проходишь через опыт построения стартапа, применяя знания и навыки на практике. 

Работая над реальным проектом, ты взаимодействуешь с командой, клиентами и инвесторами, погружаешься в смежные области. Особенно важно, что работа идет в поддерживающей среде в сопровождении менторов и трекеров, и ты можешь разрешить себе рисковать и ошибаться. Это позволяет за девять месяцев программы получить тот опыт, который на работе можно копить годами.

Вернуться на главную

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie