17 ноября 2021
Статья

New Self: на что способна активная среда

Профессор и преподаватель по лидерству бизнес-школы СКОЛКОВО Андрей Шапенко уже несколько лет наблюдает за тем, что происходит с людьми во время обучения на программе СКОЛКОВО MBA. Сейчас он пишет докторскую диссертацию, которая посвящена тому, как участники программы переосмысливают свой жизненный опыт и представления о себе. В своем интервью Андрей рассказал, в чем причины внутренней трансформации студентов, что заставляет людей меняться и мыслить о себе по-другому.
New Self: на что способна активная среда
Источник: собственные источники

Интерес к теме возник после подробных бесед с участниками программы и изучения ответов Exit polls — регулярного опроса, который Школа проводит по итогам каждого выпуска программы. «Я обратил внимание на разрыв между ожиданиями студентов, которые только приходят учиться, и тем, что они получают в конце. Если до обучения они прежде всего рассчитывают на приобретение конкретных знаний и навыков, а также развитие карьеры и бизнеса, то после понимают, что их главное достижение — это New Self, „новый я“», — рассказывает Андрей Шапенко.

Интенсивный контекст

Классическая психология говорит о том, что на формирование человека влияют исходные данные, полученные от природы, и то, что он приобретает под воздействием среды. «Уникален и ты, и человек, с которым ты взаимодействуешь. На программе это происходит в уникальном контексте. Эта комбинация оказывает большое влияние на всех участников процесса», — объясняет Андрей Шапенко.

По словам американского бизнес-тренера Джима Рона, человек — это среднее арифметическое своего окружения. Андрей Шапенко развивает эту мысль: люди меняются посредством опыта, который они приобретают в определенных обстоятельствах. «По сути, бизнес-школа — это лаборатория, где человек погружает себя как объект в новый опыт. Но для того чтобы опыт не превратился в сумму событий или переживаний, его необходимо отрефлексировать. В бизнес-школе СКОЛКОВО студенты получают возможность экспериментировать, проявлять свои новые качества и паттерны поведения, которые через обратную связь, коучинг и закрепление постепенно становятся частью личности», — размышляет Андрей.


Факторы трансформации

Судя по результатам опросов, одну из ключевых ценностей для студентов представляют сами участники программы. Как объясняет Андрей Шапенко, получать MBA приходят сильные успешные люди, которые уже многого достигли (бизнес-школа проводит очень строгий отбор: конкурс на программу составляет восемь человек на место). Они открыты, пассионарны, достаточно активны для того, чтобы развивать не только себя, но и свое окружение.

Другим важным ингредиентом развивающей среды является проектная деятельность, в результате которой человек получает новый опыт. Из полутора лет, отведенных на программу, примерно половину времени студенты проводят в проектной работе. «Эта деятельность — будь то предпринимательские, консалтинговые проекты или лидерский стрим — строится на постоянном взаимодействии с коллегами, во время которого люди постоянно пробуют новое поведение и получают обратную связь», — поясняет Андрей Шапенко.

По его словам, обратная связь — еще один важный фактор, который отмечают выпускники. «Прежде всего, это открытые и честные разговоры с сокурсниками как в рамках программы, так и вне модулей, что дает возможность студентам посмотреть на себя с новой стороны и найти зоны для своего развития. Получить такую обратную связь в обычной жизни очень сложно. И зачастую она негативна, поэтому человеку сложно оценить свои сильные стороны. Кроме того, чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем реже, в принципе, он может рассчитывать на такой подарок. Программа MBA создает пространство для получения обратной связи».

Еще одна составляющая активной среды — баланс между психологической безопасностью и амбициозными задачами, риском, движением вперед. «Трансформация личности требует установления такого баланса поддержки и самостоятельной работы, который в психологии называется зоной ближайшего развития, — рассказывает он. — С одной стороны, нельзя переходить грань и заставлять человека делать что-то экстраординарное: он должен чувствовать себя в безопасности. С другой — для развития всегда нужны вызовы, сложные проекты и выход из зоны комфорта».

Частный случай такого баланса — соотношение конкурентности и человечности. Как объясняет Шапенко, на MBA приходят учиться заведомо конкурентные студенты. Задача — сделать так, чтобы соперничество, которое по определению присуще людям, использовалось во благо, а конкурентная борьба велась на уровне проектов.

Вариативность контекстов также работает на развитие студентов. «В программу заложен модуль, который участники проходят на Камчатке, — рассказывает Андрей. — Во время восхождения на вулканы и жизни посреди дикой природы люди могут „потрогать“ свои физические, эмоциональные и интеллектуальные пределы, а также попробовать найти ответы на глобальные вопросы, как устроен мир, общество, корпорация, и наметить стратегию своей будущей жизни. Обычно это очень вдохновляющий и динамичный модуль, после которого студенты возвращаются другими людьми». Довершают картину международные модули, которые до пандемии проводились в Кремниевой долине в США и Китае, что позволяет посмотреть на свою деятельность как на часть глобальных процессов, а также заглянуть в будущее. «В таких поездках часто формируются крепкие, как правило, дружеские отношения, которые люди сохраняют на долгие годы», — уверен Шапенко. 

Траектория изменений

Во время программы, по словам Андрея Шапенко, студенты переживают несколько этапов трансформации. На первый модуль обычно они приходят с чувством собственной значимости, подкрепленным прошлыми успехами. Они пытаются создать впечатление и выставить себя с лучших сторон. На втором модуле ситуация меняется: глядя на других, люди начинают относиться к себе более критично, даже чувствовать себя «самозванцами», а потому начинают испытывают потребность в изменениях. В этот момент стартует модуль по лидерству. «Это сложный и интенсивный модуль, во время которого студенты переживают взлеты и падения, даже провалы, внезапно видят себя с новой, неожиданной для них стороны, получают большое количество обратной развивающей связи и понимают, что нужно в себе изменить, — объясняет Андрей. — Среда позволяет это сделать. В бизнес-школе у них нет необходимости поддерживать свою репутацию: никто не знает, кто они, поэтому студенты могут рискнуть стать другими. Свои новые модели поведения у них есть время отработать дальше в программе».

Лидерский стрим, который ведет Андрей Шапенко, состоит из нескольких компонентов. Формальных лекций в программе минимум — большая часть времени уделена практике и рефлексии. Ведь лидерство — это социальный процесс, значит, и осваивать его нужно в процессе. В ходе модуля студенты имеют возможность оказаться в различных лидерских ситуациях, которые подсвечивают их проблемные зоны, мешают им достигать своих целей, затем в небольших группах и индивидуально вместе с опытным коучем обсуждают вопросы личной стратегии, анализируют личностные изменения, которые происходят с ними в ходе программы, пишут рефлексивные эссе, где описывают переживаемый опыт. «Одним из важных методов являются личностные опросники и „Оценка 360“, по которой людей оценивают и в организации, где они работают (подчиненные, начальники, коллеги), и в учебных группах, — рассказывает Андрей Шапенко. — В результате люди могут увидеть разницу между тем, как их воспринимают представители их привычной среды, и тем, как их оценивают люди, с которыми они демонстрируют совсем другие качества. И через это понимание могут прийти к истинному себе. Однако здесь есть и обратная сторона медали. Во время программы ты привыкаешь, как к наркотику, к развивающей, открытой, честной и динамичной среде. Ее будет не хватать. Найти такую же в обычной жизни крайне сложно. Но если вы хотя бы раз смогли ощутить в себе изменения и понять, что такое сознательное движение к New Self, вы будете постоянно искать среду, которая позволит не останавливаться и двигаться вперед».

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.