01 апреля 2022
Статья

Coopetition, или коокуренция: когда компаниям-конкурентам полезно объединяться

Как конкуренты работают вместе и чего этим добиваются? Об этом нам рассказал Станислав Каспаров, глава комиссии по развитию корпоративной ответственности и социального предпринимательства при Торгово-промышленной палате России, студент SKOLKOVO EMBA for Eurasia.
Coopetition, или коокуренция: когда компаниям-конкурентам полезно объединяться
Источник: Istockphoto

В последние годы мы видим все больше примеров, когда компании объединяются и создают союзы ради достижения общих целей. Нередко это делают представители конкурирующего бизнеса, игроки одной отрасли. Такое явление еще в 1990-х годах получило название «коокуренция» — от сочетания слов кооперация и конкуренция, или coopetition — от сочетания английских cooperation и competition. 

Зачем соперникам сотрудничать

Проявления коокуренции могут быть самые разные. Например, известные фастфуд-сети, которые привлекают огромное внимание аудитории обменом колкостей в ходе рекламных кампаний. Или простой пример кооперации конкурентов, которая облегчает жизнь пользователю: для входа в некоторые сервисы знакомств можно использовать учетные данные конкурирующих соцсетей. В этом случае платформа, у которой уже есть данные пользователей, с их разрешения делится ими с конкурентами. Через такое сотрудничество конкурирующие бизнесы лучше узнают друг друга и рынок в целом, обмениваются ценной информацией, расширяют аудиторию. Конкретно в этих случаях коокуренция преследует маркетинговые цели, но тот же принцип лежит в основе решения более глобальных задач.

Огромное значение это имеет в кризисных условиях. Вспомним, как Pfizer и BioNTech в самом начале пандемии объединили возможности разработки и производства вакцины, что помогло им вывести свой продукт на рынок уже в конце 2020 года и произвести миллионы доз в 2021 году. Сегодня они продолжают сотрудничество, несмотря на конкуренцию.

Последние годы коокуренция идет рука об руку с ESG-трендом. Это понятие объединяет практически все, что мы определяем как экологическую и социальную миссию бизнеса, и большинство партнерств в мире сегодня основаны именно на этой повестке.

Само явление коокуренции вполне закономерно для цивилизации, которая развивается в условиях исчерпаемых ресурсов: природа подталкивает игроков к объединению.

Взаимодействие конкурирующих игроков позволяет вводить новые стандарты и отраслевые практики, которые приносят пользу и компаниям, и потребителям — в конечном счете это история про устойчивое развитие всей планеты и ее локальных территорий. 

На рынке полимерного сырья «Сибур» стал одним из лидеров в сфере раздельного сбора отходов и переработки пластика. Изначально это не было коокуренцией, но в итоге стало отраслевой практикой, которая захватывает конкурентов и трансформирует всю производственную цепочку, в том числе в смежных индустриях: производители напитков, например, все больше присматриваются к использованию вторичной ПЭТ-тары.

Часто возникают коокурентные союзы и сфере IT. Ресурсоемкость масштабных разработок требует объединения мощностей и возможностей всех участников. Сюда можно отнести альянс в сфере искусственного интеллекта, в который объединились такие конкурирующие экосистемы, как Сбер, «Яндекс», VK Group и другие ведущие компании. Союз ставит себе целью ускоренное внедрение ИИ в образование, научные исследования и практическую деятельность бизнеса. 

Как правильно работать с конкурентами

Чтобы объединить усилия, есть одно базовое требование — общая цель. В случае ESG хорошая новость в том, что не надо придумывать ничего нового: есть 17 целей устойчивого развития ООН, из которых можно выбрать одну или несколько целей, наиболее близких вашему бизнесу. Можно сфокусироваться на социальных инвестициях в территории, где локализованы производственные активы компании. Это может быть сокращение неравенства разных видов, борьба с бедностью, развитие местных партнерств. 

Понимая, как ваш бизнес будет способствовать достижению этих целей, стоит искать потенциальных партнеров — игроков со схожими интересами и пересечениями по географии. После этого можно выходить на них с предложениями о партнерстве. 

Виды такого партнерства могут быть разные. Можно объединяться и софинансировать те или иные социальные мероприятия в своем регионе, обмениваться экспертами из числа внутренних сотрудников. В последнем случае, например, сотрудник компании А становится экспертом компании Б для проведения конкурса заявок на гранты для социальных проектов среди местных сообществ. Когда вы определились с формой партнерства, под нее составляются регулирующие документы, все партнеры их утверждают и работают по этим алгоритмам. 

Это общие правила кооперации с конкурентами, а конкретный перечень процедур все же зависит от частного случая. Конечно, где-то необходимо предусмотреть решения патентных споров, и методы здесь не будут отличаться от процедуры распределения прав на объекты интеллектуальной собственности в совместном предприятии (СП). Когда две стороны договариваются вести бизнес совместно, в договоре о создании СП всегда есть соответствующее положение. Оно регулирует, как именно будут распределяться доли в праве собственности, в праве владения разработкой, которая появится в результате партнерства. С юридической точки зрения коокуренция в этом случае ничем не отличается от СП. Просто партнеры, входя в это сотрудничество, должны четко понимать свои цели и задачи и формулировать свои притязания на будущие объекты интеллектуальной собственности.

При организации коокуренции часто встают и другие вопросы традиционной конкуренции — промышленные секреты, рынки сбыта, клиенты и так далее, но все это можно предусмотреть в рамках соглашения о кооперации. С одной стороны, оно должно предусматривать обязательства партнеров (конкурентов по основному бизнесу) в рамках социальных инициатив, с другой — твердо фиксировать границы этой коокуренции, чтобы она не угрожала основному бизнесу. Только тогда это партнерство окажется социально устойчивым.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie