15 ноября 2021
Статья

Чистое будущее. С чего начать путь декарбонизации бизнеса?

Углеродное регулирование со стороны Евросоюза заставило российские экспортные компании задуматься о декарбонизации своего бизнеса. С чего начать путь к углеродной нейтральности, рассказывает директор Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, преподаватель программы «Энергопереход 4.0: низкоуглеродное развитие» Ирина Гайда.
Чистое будущее. С чего начать путь декарбонизации бизнеса?
Источник: istockphoto.com

Какие ошибки допускают российские компании?

Гринвошинг. Чтобы не потерять прибыль, крупный российский бизнес уже начал двигаться в сторону декарбонизации. Но слепое желание выполнить все требования инвесторов, банков или государства приводит к тому, что многие компании начинают заниматься гринвошингом, то есть заявлять о своих достижениях, никак не влияющих на сокращение углеродного следа. Это имеет только обратный эффект: финансовое сообщество становится все более жестким в отношении компаний, подрывающих доверие к себе. Первое правило: не пытайтесь обмануть инвесторов или кредиторов — они смогут выявить обман. В некоторых случаях лучше ничего не делать, чем изображать бурную деятельность и обещать золотые горы. Потом придется оправдываться.

Не учитывать юрисдикцию. Если компания торгуется на Лондонской бирже, то при выстраивании стратегии по декарбонизации нужно соответствовать требованиям Лондонской биржи, а не следовать исключительно правилам российских регуляторов. Изучите требования финансовых институтов, с которыми вы намерены работать.

Считать углеродный след по российскому законодательству. Есть компании, которые определяют выбросы парниковых газов через российские нормы, но они пока не до конца оформлены в части расчета углеродного следа. Поэтому часто в положении о выбросе парниковых газов учитывают только метан. По факту углеродный след компании оказывается гораздо выше.

Неправильная организация работы. Цель по декарбонизации бизнеса должна идти от руководства. Ее необходимо драйвить сверху, а достижение цели должно стать одним из критериев эффективности работы для руководителей высшего и среднего звена. Также работа по декарбонизации не должна замыкаться в одном отделе, например, по взаимодействию с инвесторами или в производственном департаменте. Все подразделения должны следовать цели, так как если кто-то будет ее саботировать, вы зря потратите время.

istockphoto.com
istockphoto.com

С чего начать путь декарбонизации?

Первое, что придется сделать компании, — это определить свой углеродный след и из чего он складывается. Подсчет ведется по трем зонам охвата: Scope 1 — прямые выбросы при производстве продукции, Scope 2 — выбросы при генерации энергии, которая необходима производству, Scope 3 — косвенные выбросы, например, транспортировка товаров или отходы компании, которые попадают на свалки. Косвенные выбросы подсчитать не так просто, но на начальных этапах по декарбонизации это можно отложить на будущее.

Второй шаг — определиться с целеполаганием. Не нужно ставить заведомо невыполнимые цели. В будущем это сильно повредит вашей репутации. Посмотрите на соседей по отрасли, чтобы понять, как не отстать от них, а может, даже стать первыми. Целеполагание важно еще и потому, что оно позволяет понять, зачем и для кого компания собирается снижать свой углеродный след. Формируется структура, появляется понимание, какие стандарты лучше использовать, как часто отчитываться и как коммуницировать с клиентами и инвесторами.

Третье — понять, что должно быть первоочередным, что лучше всего воспринимается инвесторами. Они хотят видеть динамику уже с первого года. Самый действенный способ по декарбонизации своей деятельности — это сокращение прямой эмиссии. Не все компании готовы резко сократить выбросы парниковых газов, поэтому лучше присмотреться к энерго- и ресурсоэффективности. Не нужно гнаться за солнечной или ветровой энергией: повышение энергоэффективности вашего производства даст не меньше бонусов. Когда вы уже решили этот вопрос, можно думать о покупке энергии из возобновляемых источников.


istockphoto.com
istockphoto.com

Какие существуют стандарты?

Сейчас заметную роль играют некоммерческие организации, которые разрабатывают добровольные стандарты раскрытия финансовой и нефинансовой информации. Наиболее авторитетная — Рабочая группа по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (The FSB Task Force on Climate-related Financial Disclosures — TCFD).

Если говорить про раскрытие информации по выбросам парниковых газов, то следует обратить внимание на проект углеродной отчетности (The Carbon Disclosure Project — CDP). По методологии CDP отчитываются множество мировых компаний.

Нефинансовая отчетность по устойчивому развитию компании регулируется несколькими стандартами. Самые известные — Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative — GRI) и Совет по стандартам отчетности устойчивого развития (Sustainability Accounting Standards Board — SASB).

Впрочем, все идет к унификации нефинансовой отчетности и отчетности по выбросам парниковых газов. Также перечисленные методологии раскрытия информации сейчас добровольные, но в какой-то момент они или их аналоги станут уже обязательными как со стороны банков и инвесторов, так и со стороны государственных регуляторов. Поэтому, если компания придерживается международных стандартов, она легко сможет пережить нововведения.


(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.