07 апреля 2023
Статья

Зачем бизнесу учиться устойчивому развитию

Директор Центра устойчивого развития Школы управления СКОЛКОВО Елена Дубовицкая специально для EcoStandard.journal рассказала о трендах в образовательных треках, посвященных ESG и о том, для чего бизнесу учиться устойчивому развитию.
Зачем бизнесу учиться устойчивому развитию

В ключевых темах обучения за последний год-полтора сместились акценты, отмечает Елена Дубовицкая. В 2021 году тема устойчивого развития была очень популярна, все говорили про западных инвесторов, которые оценивают деятельность компании по ESG-критериям, о том, что нужно быть привлекательными для них, и поднималось достаточно много важных вопросов, но и формальных и, я бы сказала, декоративных, тоже хватало в общественных дискуссиях.

Школа управления СКОЛКОВО в том, что касается ESG, работает в трех направлениях образовательной деятельности, пояснила Елена Дубовицкая: встраивание темы устойчивого развития в дипломные программы (MBA, EMBA), проведение отдельных открытых и корпоративных программ. Открытые программы реализуются, если есть определенный запрос рынка, а корпоративные – на основе пожеланий клиентов.

В Шоле СКОЛКОВО в феврале как раз прошел первый за всю историю школы модуль по устойчивому развитию на программе MBA. На образовательной программе постоянно поднималась тема повышения прибыльности и снижения издержек: «Покажите нам экономическую эффективность». То есть это не просто про ценности, культуру, целеполагание, хотя, конечно, об этом мы тоже много говорили, дискутировали, но эта тема раскрывалась в преломлении к бизнесу.

Сейчас больше стали говорить о сути и содержании, чем о форме, отметила Елена, аудитория требует конкретные примеры, кейсы, причем лучше российские кейсы, потому что российская специфика имеет значение.

Большой интерес сейчас вызывает Азия, то есть это не пустые слова, что мы развернулись в сторону стран Азиатско-тихоокеанского региона. Действительно, многие компании сейчас серьезно рассматривают для себя эти рынки, понимают, что там тоже надо считаться с определенными ожиданиями и требованиями в сфере УР.

Еще если говорить про обучение, то надо учить всех, подчеркнула Елена Дубовицкая: не забывать ни про один уровень управления: есть специалисты: CSO (chief sustainability officer – директор по устойчивому развитию) и его команда, и они, как правило, уже глубоко разбираются в теме, приобрели практические навыки. Тем, кто над ними, топ-менеджменту, членам советов директоров, нужно доносить тему больше на стратегическом, чем на прикладном уровне.

Например, бизнес-интенсив Школы СКОЛКОВО «Устойчивое развитие в неустойчивых условиях» был нацелен как раз на директоров по УР, собралась достаточно представительная аудитория. Фокус был сделан на ключевых изменениях, к тому же важно было дать возможность участникам пообщаться друг с другом, обменяться опытом. Важную роль сыграл стресс-менеджмент, или что делать в ситуации, когда компания динамично развивалась, имела утвержденную программу и внушительный бюджет на проекты в области устойчивого развития, а в один момент CSO говорят: «Нужно сокращать программу, отказаться от „неважных“ проектов, оптимизировать штат». Это был сложный этап для директоров по устойчивому развитию. Поэтому мы часть ESG-интенсива посвятили убеждающим коммуникациям в условиях кризиса, дали практические инструменты, как переводить свои аргументы на язык, понятный руководству.

Елена также отметила, что профиль CSO в России отличается от профиля такого же руководителя за рубежом. За рубежом это очень разношерстный профиль, люди из совершенно разных областей. В России все-таки прослеживается тенденция, что чаще всего в ESG приходят люди из PR, IR (investor relations, взаимоотношения с инвесторами) и консультанты из Big4 – такой бэкграунд.

По словам Елены Дубовицкой, российским CSО не грозит перегнуть палку, но здесь разностороннее понимание проблематики без уклона в одну тему очень важно. Например, человеку, который пришел из IR заниматься вопросами устойчивого развития, в первую очередь важна отчетность, как компания выглядит с точки зрения инвесторов и раскрытия информации. Здесь, конечно, нужно перестраивать себя, свое понимание темы, становиться в большей степени стратегом, в меньшей – тактиком, специалистом в узкой теме. Важно постоянно развиваться и быть в курсе последних трендов, создавать свою команду и вместе с тем активно коммуницировать и интегрироваться с другими подразделениями.

Подробнее – по ссылке.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie