Во время онлайн-дискуссии, организованной бизнес-школой СКОЛКОВО, представители наиболее видных игроков ритейла, банковской и телекоммуникационных сфер, предприятий питания и промышленного сектора поделились своим опытом эффективного вовлечения и мягкого убеждения сотрудников, которые были вынуждены в короткие сроки принять решение о вакцинации.
Флагманы делают выбор в пользу построения открытого диалога не только со штатным персоналом, но и с партнерами; ведения просветительской работы, в том числе с привлечением врачей-специалистов; предоставления актуальных данных о динамике вакцинации и опыте коллег, которые уже переболели или прошли вакцинацию.
Топ-менеджеры оказались единодушны в мнении о том, что одним из ключевых факторов успешной вакцинации стало доверие к своей компании: личный пример руководителей, информирование и проведение процедуры in-house значительно стимулировали скорость вакцинации. Рабочих методов убеждения, по их словам, достаточно: от финансовых поощрений до корпоративных соревнований. Второй базовый компонент успешной кампании — коммуникационный стрим, в том числе напрямую с врачами.
Ксения Адлейба, директор по персоналу X5, поддержка бизнеса:
В нашей розничной сети более семнадцати тысяч магазинов, поэтому главным каналом коммуникации с их персоналом для нас стало мобильное приложение. Помогла бесплатная поддержка с помощью телемедицины, когда у людей была возможность задать вопрос. Операционный персонал мотивировали материально, организовали централизованную вакцинацию, поскольку скорость у нас может составлять порядка трех тысяч человек в день. Для офисных сотрудников также было важно пройти вакцинацию в безопасном, организованном специально для них удобном пункте на работе.
Екатерина Серебреникова, вице-президент по развитию людских ресурсов и обучению «Макдоналдс Россия», председатель совета Благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда»:
Мы вовлекаем сотрудников личным примером — проводим вебинары, снимаем сториз с менеджментом, который уже привился, но за такой короткий срок обеспечить вакцинирование можно только материальным стимулированием, поэтому мы выплачиваем три тысячи и пять тысяч рублей в зависимости от региона, и оплачиваем рабочее время для прохождения вакцинации. Задача бизнеса — обеспечить непрерывность информирования через рассылки, вебинары, даже челленджи в ТикТоке.
Мария Шаповалова, вице-президент по управлению опытом сотрудника и организационному развитию ПАО «МТС-Банк»:
Первая задача, которую мы для себя поставили, — снять тревожность сотрудников и максимально информировать о том, как будет происходить вакцинация. В этом помогли горячая линия на портале, работа терапевта в офисе, регулярные лекции с [сетью клиник] «Медси». Людям, не готовым пройти вакцинацию, мы будем предлагать найти другую вакансию внутри банка.
Анна Салдина, HR-бизнес партнер «Северсталь»:
Для создания правильной информационной среды есть разные инструменты, включая консалтинг наших врачей «Севергрупп медицины». Мы опираемся на ту культуру здоровья, которую формировали внутри компании годами. Плюс в производственной компании присутствует соревновательный дух, поэтому мы проводим конкурсы по коллективному иммунитету. Большой эмоциональный выхлоп дали ролики с сотрудниками, которые переболели и поделились своей историей.
Людмила Кислова, директор по персоналу KFC Russia, CIS&CEE:
Мы поняли, что основными преградами для сотрудников являются опасения, волнения и предрассудки, вторая причина — техническое проведение процедуры. Самый прикладной инструмент, который помог практически, — пункт выездной вакцинации в офисе, поскольку многие боялись не успеть из-за записи и очередей в медучреждениях, а также риска заразиться.
Елена Витчак, профессор бизнес-практики, академический директор программы «HR как партнер для бизнеса» бизнес-школы СКОЛКОВО:
Менеджмент компаний создает среду доверия. Важная составляющая — это научно-просветительская деятельность, после нескольких лекций уважаемых людей у каждого человека база знаний пополняется, и ему легче принимать то или иное решение.
Глеб Грошенко, директор департамента управления инфраструктурой бизнес-школы СКОЛКОВО:
Для нас самое главное — это коммуникационная среда. Мы провели большую онлайн-конференцию с участием ведущих врачей, ученых, специалистов. Мы смонтировали и разместили на YouTube-канале школы просветительскую версию. У этой записи уже полмиллиона просмотров, и многие корпоративные службы наших партнеров использовали ее в своей просветительской миссии.
Мотивационная программа у нас тоже есть — для вакцинированных улучшена корпоративная медицинская страховка, они смогут пользоваться фитнес-центром школы.
Анна Салдина:
Наша внутренняя цифра — это 80 % вакцинированных сотрудников. Мы планируем достигнуть этой цифры к середине августа. В отношении остальных 20 % мы не планируем вводить жесткие санкции или меры.
Ксения Адлейба:
Проблема не в том, что люди не готовы вакцинироваться. Структуры ОМС и ДМС не могут потянуть такие объемы, с этим столкнулись и другие розничные компании. Дело не в сроках, а в том, что в ряде регионов физически нет вакцин. Мы будем стремиться к вакцинации всех сотрудников, за исключением медотводов либо недавно переболевших с отсрочкой на шесть месяцев. Если мы достигли 60 % набора, а часть людей останется непровакцинирована, они смогут исполнять свою работу дома, мы можем их перевести на удаленный режим.
Людмила Кислова:
Сжатые сроки вводят нас в определенный тонус и заставляют действовать активно. Сейчас у нас прогресс, есть рестораны, где мы близки к показателю или выполнили его, другие подтягиваются. Вакцинируем теми вакцинами, которые есть. В частности, при организации выездной бригады в офис, какой препарат нам предложили — «Спутник V», — на тот мы и согласились.
Екатерина Серебреникова:
В общую численность у нас попадают несовершеннолетние сотрудники, которых мы можем не вакцинировать, и это наше преимущество. Трудность в том, что есть большой процент мам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, для которых мы проводим отдельную кампанию по вакцинации. Плюс сейчас много ребят в учебных отпусках, для них также сложно организовать вакцинацию.
Мария Шаповалова:
Мы на полпути к тому, чтобы провакцинировать всех сотрудников, кто работает с клиентами. Начали вакцинировать по ОМС и потом из-за объемов по Москве вынуждены были пользоваться платными услугами.
Глеб Грошенко:
Мы преодолели шестидесятипроцентный порог числа вакцинированных с достаточно большим гэпом: за два дня — около 75 %. Медицинские отводы принимаем. У нас нет идеологических отказников.
Екатерина Серебреникова:
К счастью, у нас нет групп отказников по идеологическим соображениям. Отказавшихся от вакцинации увольнять нельзя, но и допускать до работы этих сотрудников мы не имеем права. В каждом конкретном случае отказа надо решать индивидуально, в зависимости от позиции, взаимодействия сотрудника с гостями и с коллективом.
Мария Шаповалова:
У нас разработана реферальная программа, и мы рассматриваем возможность предложить сотруднику работу в другом направлении, если это применимо к конкретному сотруднику и его компетенции достаточно для того, чтобы занять другую позицию. Но пока кейсов отказников не было.
Анна Салдина:
Наш акционер вакцинировался одним из первых, открыто делится своим опытом, как и другие руководители. Мы не сталкивались с возрастными отказниками, напротив, сотрудники 60+ подходят ответственно и понимают, что они в группе риска. По поводу выбора вакцины у нас были вопросы от сотрудников, которые совершают заграничные командировки. Но одна из рекомендаций нашего врача из «Севергрупп медицина» была вакцинироваться доступными в регионах присутствия вакцинами.
У нас много сотрудники в офисе по ГПХ, они работают в дистанционном формате, но вовлечены в информирование, могут принимать участие в мероприятиях, в том числе вакцинироваться на свое усмотрение. Что касается подрядчиков, с которыми мы сотрудничаем на производстве, в наших интересах вакцинация, если они постоянно взаимодействуют с нашими сотрудниками, с ними давние отношения и мы заинтересованы и готовы их вакцинировать.
Глеб Грошенко:
Справедливости ради надо сказать: когда мы готовились к процедуре вакцинации в офисе школы, то получили большое количество запросов на разнообразие вакцин, чтобы каждый, исходя из того, что он изучил и знает, мог сделать свой выбор. Но мы вынуждены были ограничиться тем, что нам предложили, — «Спутником». Запросы на Pfizer у нас также были от коллег, которые совершают заграничные командировки, но тут, опять же, государство все решило за нас, поэтому в виду того, что этот сертификат вакцинации не примут в РФ, запрос отпал, да и возможностей таких нет. Кто-то нашел в медицинских учреждениях ту вакцину, которую хотел.
Как образовательное учреждение мы пока не знаем, что делать законодательно с теми, кто получил медотводы. Собрали комиссию из юриста, hr-специалиста и меня. Будем разбираться, в конце концов пойдем в Минобразования и спросим.
У нас большое количество договоров ГПХ, и мы относимся к этим исполнителям как к сотрудникам, идем к ним с просьбами и уговорами, встречаем разный уровень понимания. Делаем исключение тем, кто оказывает услуги полностью дистанционно, например, с территории другого государства.