02 июля 2021
Статья

Топ-7 soft skills для успешного бизнеса на финансовом рынке

Какие гибкие навыки пригодятся предпринимателю в кредитно-финансовой сфере, рассказала Ольга Сапегина, выпускница программы «Практикум» Московской школы управления СКОЛКОВО, основатель и председатель правления кредитного потребительского кооператива Кредитный клуб «Дело и деньги».
Топ-7 soft skills для успешного бизнеса на финансовом рынке
Источник: Volodymyr Hryshchenko on Unsplash

Я начала работать на финансовом рынке в 2007 году. Ключевые soft skills для успешного бизнеса здесь за несколько лет достаточно изменились, но даже тогда, когда я только погружалась в профессию, базовые знания по специальности (hard skills) были лишь необходимой основой. Сегодня мой топ «мягких навыков» в этой области выглядит так:

1. Коммуникации

Работа в продажах научила ценить коммуникации. Эмпатия, чувство юмора, внимание к личному бренду — это помогает взаимодействовать с людьми. В эпоху пандемии изменились средства, но не принципы и ценности коммуникации. Сам навык основан на компромиссе, и бизнес-процессы в финансовой отрасли тоже предполагают его постоянный поиск, например между рисками и желанием сделать следующий шаг, долгосрочными проектами и текущими потребностями. Способность находить общий язык пригодится и новичкам, и «акулам» даже там, где на первый взгляд нет прямой оппозиции «человек-человек».

Кстати, в Московской школе управления СКОЛКОВО, где я училась в 2018—2019 годах, сложился свой внутренний «сколковский» язык с особыми словоформами, выражениями, благодаря чему мы понимали друг друга с полуслова, а я и сейчас могу узнать тех, кто проходил там обучение.

К слову, про личный бренд. В Китае действует система социального рейтинга. Она учитывает штрафы, нарушения, профессиональные достижения человека. В России этого пока нет, над личным брендом нас заставляют трудиться публичность, социальные сети и прямой запрос от потребителя «хочу покупать у человека».

2. Этичность

Добившись успеха в коммуникациях, вы должны помнить о доверии клиентов и партнеров. Вы для них — эксперт, который советует вложить деньги или предлагает средства для решения задач. Конфликт интересов — ситуация, с которой сталкиваются многие мои коллеги. Ее разрешение — это большая ответственность, поэтому этичность тоже важный навык.

3. Стратегическое мышление

Развитие собственного дела выдвигает на первый план важность еще ряда качеств. Меняется фокус зрения: от частного переходишь к общему, из фрагментов нужно сложить целую картинку, возрастает значение аналитической, подготовительной работы. Помните слова Авраама Линкольна: «Дайте мне 6 часов, чтобы срубить дерево, и 4 из них я потрачу на заточку топора»?

В бизнес-школе СКОЛКОВО нас как раз учили создавать и масштабировать бизнес. Яркие воспоминания и крепкие знания остались от встреч с профессором Александром Тильдиковым. Мы учились понимать не только цену, но ценность продукта, клиента. Если он занимает долю всего 20 %, но приносит 80 % прибыли, то ставку следует сделать именно на него.

В микрофинансовом бизнесе необходимо обладать способностью к глубокому и точному анализу. Тут не обойтись без логического мышления. Есть портфель, конъюнктура, денежные потоки. Надо уметь считать, чтобы быть рентабельным. Важно не скатиться к тому, чтобы за деревьями леса не видеть, не потерять за цифрами, сводками, отчетами главное — путь, бизнес, людей.

А еще во время учебы в бизнес-школе СКОЛКОВО благодаря преподавателям я познакомилась с блестящей работой Ива Пинье и Александра Остервальдера «Построение бизнес-моделей» (с говорящим подзаголовком «Настольная книга стратега и новатора»). Изложенные там подходы во многом приняла для себя и своей компании. Тем, кто хочет чего-то добиться в финансовой или другой сфере, рекомендую.

4. Визионерство

Навык визионерства предполагает способность предвидеть будущее (не в мистическом смысле, а опираясь на настоящее, рационально), «читать» рынок на 5 или даже 10 лет вперед, чтобы своевременно реагировать, создавать то, что сегодня кажется ненужным. Здесь же рядом креативность — способность находить новые решения. Великие визионеры и криэйторы — Стив Джобс или Генри Форд — выпускали продукт, который опережал время, потребитель не был к нему готов. Форд говорил, что если бы спросил людей, чего они хотят, то услышал бы в ответ: более быструю лошадь. Вместо этого он дал нам доступный автомобиль.

5. Ресурсоориентированность

Когда бизнес растет, важно не забывать, что это требует ресурсов. В финсекторе основной актив — деньги. Каждый рубль должен работать, нельзя позволять себе или кому-то в команде быть расточительным. Помочь может изучение и реализация известной концепции бережливого производства.

6. Ставка на технологичность

Когда сегодня говорят «финансовый бизнес», подразумевают технологичность. И наоборот. В будущем тренд усилится, поэтому быть технологичным значит быть успешным. Справиться с конкуренцией помогает автоматизация, высокая скорость обработки информации и предоставления услуги, сервиса, который позволяет клиенту получить продукт в любое время в любом месте. Поэтому финансист обязан ориентироваться в цифровом пространстве. Технологичность в современном понимании — это также маркетплейсы и экосистемы. В бизнес-школе СКОЛКОВО много рассказывал об этом академический директор программы «Практикум по игротехнике LIVE», директор программы «Практикум Штаб» Алексей Комаров.

7. Реакция на раздражители

Готовность и способность быстро реагировать на изменения — навык, без которого тоже сложно. Мир вокруг напоминает картинки калейдоскопа, уследить за ними непросто, но жизненно необходимо. Законодательство, потребности аудитории меняются стремительно, поэтому нужно быть мобильным и уметь адаптироваться. Для нашего бизнеса это особенно актуально, чуть отстал — до свидания. Статистика подтверждает: не все справляются, ежегодно до половины финансовых компаний уходит в небытие.

Эти семь soft skills помогут добиться успеха. Но само по себе их наличие ничего не гарантирует. В самом начале необходимо подобрать продукт и понять его преимущества, оценить риски и найти источники финансирования, сформировать подходящую бизнес-модель. Анализируйте рынок, выдвигайте гипотезы в отношении возможных рисков и проверяйте их на практике в процессе тестирования продукта, чтобы потом их минимизировать. Откуда взять деньги? Это могут быть профессиональные инвесторы, банки, частные лица, обычные люди, фонды или самый дорогой источник — личный капитал. В итоге станет понятна бизнес-модель, которая позволит расти.

А еще мечтайте, фантазируйте. В СКОЛКОВО мы с другими участниками и куратором после лекций, практической и игровой работы собирались и прорабатывали собственные гипотезы и бизнес-модели. С 9-10 вечера это могло затянуться до 4 утра. Сравниваю такой опыт с полетом в космос, потому что идеи у нас рождались по-настоящему «космические», порой причудливые и даже безумные. Но это был новый уровень, который расширял мышление и здорово помог в бизнесе. Если вы тоже хотите создать работающий, эффективный финансовый бизнес, обучение в бизнес-школе СКОЛКОВО точно пригодится.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie