05 марта 2021
Статья

Разум или чувства: ректор СКОЛКОВО о том, как принимать эффективные решения

Юрий Левин назвал факторы, влияющие на результативность проектов не только в образовании, но и в других отраслях.
Разум или чувства: ректор СКОЛКОВО о том, как принимать эффективные решения
Источник: Бизнес-школа СКОЛКОВО

Развитие технологий и рост цифровизации существенно изменили приоритеты руководителей при принятии решений. Рост объема данных оказывает все большее влияние на бизнесменов и чиновников. На основании чего надо принимать решения: опыта, интуиции или сухих цифр, выданных компьютерами?

«Принятие решений — это не только наука, но также искусство. Многое, что происходит в мире принятия решений, в настоящее время научным способом объяснить нельзя. Люди иррациональны. Поэтому традиционные подходы в принятии решений, которые рассматривались в экономике и основаны на предположении, что мы все рациональны, в реальном мире работают очень плохо», — подчеркнул актуальность проблемы Юрий Левин.

Он предлагает на простых примерах проанализировать факторы, влияющие на выбор: «Существует два подхода к принятию решений или, по-другому, две системы: первая — это интуиция, некий житейский опыт, а вторая — это все, что связано с технологиями: большие данные, искусственный интеллект, машинное обучение и другое». Каким должно быть соотношение между этими двумя подходами, как сформировать собственную систему принятия решений, исходя из преимуществ обеих, чему больше доверять?

«К примеру, клиентские данные, «зашитые» в Систему 2 — технологическую систему, позволяют фундаментально подойти к управлению бизнес-процессами. Однако есть большая пропасть между тем, что показываем, когда якобы обращаемся к научным данным, и реальным процессом принятия решений, в котором используем опыт и интуицию. Значение данных в том, что они дают возможность не пассивно прогнозировать — тот же спрос, — а активно управлять поведением покупателей», — подчеркнул ректор.

Управляя данными, можно влиять на решение. Существует ряд способов такого влияния. И эффективные средства ему противостоять.

Мы все подвержены «рамочной» предубежденности. И это влияет на наше отношение и решение. Например, при опросе водителей, готовы ли они стать донором, только 20 % отвечает да. Поменяли форму анкеты, сформулировав запрос по-другому: поставьте галочку, если не хотите стать донором в случае ДТП. Количество тех, кто выбрал этот ответ, было примерно таким же, как и в первом случае — 20 %. Однако результат стал противоположным. Чтобы противостоять такому влиянию, не стоит принимать изначальную рамку (вашу собственную или чью-либо) автоматически: надо переосмыслить проблему по-новому, отследить плюсы и минусы, проанализировать, как изменится мышление, если изменить границы. Когда другие предлагают решения, необходимо обратить внимание, как они формулируют проблему.

Способ, используемый для постановки проблемы, является «якорем». Давая определенную информацию в качестве наживки, мы направляем мысли в определенном направлении: «Вы полагаете, что население Фиджи превышает полтора миллиона человек?». Чтобы не оказаться в такой ситуации, стоит рассмотреть проблему с других точек зрения, самостоятельно обдумать ситуацию, прежде чем разговаривать с другими людьми. Надо стараться избегать таких привязок в переговорах и консультациях.

«Мы считаем правдой то, что лежит на поверхности». Рак желудка становится причиной смерти в два раза большего количества людей, чем ДТП, однако 75 % опрошенных людей уверены в обратном. Как быть в такой ситуации? Получить статистические данные! Искать альтернативные мнения, привести контраргументы, открыться для противоречивой информации.

Манипуляция или управление? Предрассудки мешают эффективному принятию решений и дают возможность манипулировать человеком. Но также они могут управлять решением других. Отличие манипуляции от управления в том, что последнее приносит пользу и удовлетворение обеим сторонам.

Система 2 позволяет минимизировать негативные эффекты всех трех способов влияния на решение — и «рамок», и «якорей», и эффекта видимости.

«Технологии могут идеально считать, но решение принимает человек, как и определяет, что именно надо анализировать, на что обращать внимание. Это называют стратегией, видением», — подчеркивает Юрий Левин.

Для принятия важных решений нельзя игнорировать опыт и интуицию. Наоборот, их следует тренировать, чтобы не пропустить необходимость использования Системы 2 для принятия некоторых решений.

«Надо идти от стратегии к данным. С моей точки зрения, обратный вариант — отталкиваться от данных, от информации и строить стратегию — это путь в никуда. Это выброшенные деньги и время. Я очень часто вижу, что компании и организации стараются собирать «озера и океаны» данных, но всех не собрать. Кроме того, кто-то должен определять, какие именно данные нужны. В итоге, как правило, оказывается, что для принятия решения необходимо гораздо меньше данных, чем уже есть», — констатирует ректор. Данные и анализ могут быть полезными только в той степени, в какой оказывают влияние на Систему 1.

Юрий Левин делает вывод: «Для того чтобы принимать правильные решения, следует воспитывать свою интуицию, а не подавлять ее. Каким образом? Тренировать!».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie