22 июля 2019
Статья

Полезны ли ключевые показатели эффективности?

Главный менеджер библиотеки бизнес-школы СКОЛКОВО Хелен Эдвардс подготовила обзор свежих материалов, посвященных переосмыслению феномена ключевых показателей эффективности (КПЭ) в современной экономике.
Полезны ли ключевые показатели эффективности?
Источник: Фотобанк Freerange Stock

КПЭ были неотъемлемым инструментом менеджеров с тех пор, как отец современного менеджмента Питер Друкер сформулировал свое знаменитое правило: «Если вы не можете чего-то измерить, то вы не можете и улучшить это». Тем не менее в последнее время многие исследователи ставят полезность показателей под сомнение.

Популярный писатель Саймон Синек считает, что бизнес — это не игра, в которой побеждает игрок с большим количеством набранных очков. В этом контексте многие традиционные КПЭ становятся неэффективными. Синек готовит к выходу книгу «Бесконечная игра: как великие компании достигают продолжительного успеха». В ней он определяет бесконечную игру как процесс без сроков и правил: «Игроки просто выходят из игры, когда у них заканчиваются воля и ресурсы, чтобы продолжать». В этом формате в компаниях понимают, что иногда конкуренция будет выходить на первый план, но для того, чтобы выжить в долгой перспективе, важно фокусироваться на миссии и постоянных улучшениях. Для иллюстрации он приводит следующую историю: «Несколько лет тому я выступал на образовательном мероприятии, организованном компанией Microsoft. Через несколько месяцев я говорил на подобном ивенте для Apple. В первом случае я стал свидетелем, как многие выступающие рассказывали, как им побороть Apple. Во втором же случае 100 % спикеров уделило 100 % времени своих выступлений, говоря о том, как Apple пытается научить учителей учить, а учащихся учиться. Одни выглядели одержимыми идеей победить в соревновании. Другие стремились всеми силами улучшить положение дел».

Синек утверждает, что эффективность — лишь один из факторов качества работы и, возможно, даже не самый значимый в долгой перспективе. Реальное значение имеет культура компании. Для успеха вдолгую важно именно создать правильную культуру, которая будет заботиться о людях, а не просто измерять их. Существует реальная угроза, что КПЭ разрушает доверие внутри организации. Начальство хочет платить за результат, но работники надеются, что их отметят за усилия, что они приложили. Ситуация, в которой эти две группы не могут прийти к компромиссу, приведет к серьезным размолвкам. Чрезмерный акцент на КПЭ таит в себе угрозу того, что люди будут эффективны и не будут никому доверять. Вопросы «Кто вас поддержит в случае проблем?» и «Кого вы будете избегать всеми способами?» помогают оценить уровень доверия в компании. Чтобы подчеркнуть те критически важные мелочи, которые нельзя посчитать с помощью КПЭ, Синек также задается вопросом: «А как вы можете измерить, насколько сильно ваша мать любит вас?».

Маркус Бакингем и Эшли Гуделл в книге «Девять заблуждений о работе: путеводитель по реальной жизни для свободомыслящих руководителей» выделяют похожий набор нетрадиционных вопросов, чтобы оценить восприятие эффективности:

— Вы пойдете к этому члену команды, когда вам будут нужны выдающиеся результаты?

— Вы предпочтете работать с этим человеком так долго, как только можно?

— Если бы вы могли, вы бы повысили этого человека сегодня?

— Есть ли сейчас у этого человека проблемы с эффективностью, которые нужно решить?

Они обращают внимание на то, что исследование, проведенное на материале последних сорока лет, показывает: люди, увы, очень плохи в оценивании других людей, а используемые данные замусорены ненужной информацией. Тем не менее люди могут довольно достоверно оценить собственные чувства и опыт.

Информация, которая «основана на том, как ваш лидер реагирует на вас», более полезна, чем информация, «с помощью которой самонадеянно пытаются определить то, кем вы являетесь».

Еще одним камнем в огород традиционных КПЭ является то, что они очень статичны и плохо применимы к современным условиям ведения бизнеса. Венчурный капиталист Джон Дорр, который сейчас занимает высокий пост в компании Kleiner Perkins, является автором книги «Измеряйте самое важное: Методика OKR: простая идея, обеспечивающая десятикратный рост»В ней он описывает, как использовать методику целей и ключевых результатов (OKR) для постановки целей и принятия трудных решений в бизнесе. Разработанную вместе с Энди Гроувом в компании Intel методику Дорр внедрил к настоящему моменту в более чем пятидесяти организациях от технологических гигантов до благотворительных структур. Дорр определяет OKR как «общий регламент для постановки целей для компаний, команд и для индивидуумов <…>, управленческую методологию, в рамках которой компания концентрирует свои усилия на одних и тех же важных для организации моментах». Цель OKR — показать наиболее важные проявления работы организации, сконцентрировать усилия, способствовать координации, а также улучшать степень удовлетворенности рабочим местом.

Майкл Шраге и Дэвид Кирон — авторы глобального исследования «Лидируя с КПЭ нового поколения» — проанализировали ответы более чем 3200 руководителей высокого уровня. Они выяснили, что у менеджеров были сходные проблемы, касающиеся привычных КПЭ, которые авторы охарактеризовали как «наличие обращенных в прошлое предрассудков, тесно связанных с измерением прежних трат, выручки и прибыли. Но в то же время этот инструмент не обеспечивает понимания того, как организация будет действовать в будущем». Шраге и Кирон пришли к выводу, что преобладающее отношение к КПЭ можно свести к формуле «принятие чего-то, а не самоотверженность в чем-то» в связи с тем, что «бизнес-лидеры по всему миру пытаются найти жизнеспособный баланс между тактическими и стратегическими КПЭ; операционными и финансовыми КПЭ; а также КПЭ, которые эффективны в настоящем моменте и помогают предсказывать будущее». Наиболее полезные КПЭ помогают лидерам вести за собой, находить новые возможности для роста и новые способы мотивировать персонал. Статья использует пример сети быстрого питания, чтобы проиллюстрировать эти принципы: «Один из драйверов, необходимых для роста бизнеса, — это превратить сеть фастфуда в цель визита. Главным показателем в этой ситуации становится формат «Это место, куда я с радостью приведу своих детей». Это атрибут имиджа бренда. Не самый полезный индикатор здесь — подсчет роста визитов семей с детьми младше тринадцати лет».

Шраге и Кирон также описывают использование КПЭ не в качестве способа измерения человека как такового, но как своего рода точку, с которой могут начать работать алгоритмы, применяемые в системах искусственного интеллекта: «КПЭ все чаще используются для того, чтобы натренировать алгоритмы машинного обучения или предлагать новые показатели. КПЭ — это не просто аналитические индикаторы, которые информируют и оказывают влияние на лиц, принимающих решения, они также предоставляют данные для научения систем машинного обучения. Такая перестановка серьезно влияет на то, как организации трансформируют себя».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie