28 декабря 2023
Статья

Особенности школ управления в Азии и стоит ли там учиться

Расширяя свое присутствие в азиатском регионе, российский бизнес все больше нуждается в информации о нем — и в специалистах, обладающих такими знаниями. Люди, разбирающиеся в в ведении дел в Азии, как правило, находятся среди выпускников местных бизнес-школ. Руководитель Школы управления СКОЛКОВО Александр Ким в статье специально для Forbes Education пояснил, что это за школы, чем они отличаются от западных и стоит ли в них учиться.
Особенности школ управления в Азии и стоит ли там учиться

В 2023 году в рейтинг лучших бизнес-школ, составленный газетой Financial Times, вошли 16 учебных заведений из азиатского региона. На самом высоком месте среди них Китайско-европейская международная школа бизнеса (CEIBS): она оказалась на 20 строчке в общем рейтинге, опередив Шанхайский университет финансов и экономики (23 место) и Национальный университет Сингапура (25 место). Свой список лучших азиатских школ составила и компания Bloomberg. В него также попали перечисленные в Financial Times учебные заведения.

Александр Ким на основе данных обоих рейтингов определяет 10 лучших и самых известных школ управления в регионе:

  • Гонконгский университет науки и технологии (HKUST);
  • Шанхайский университет финансов и экономики (Shanghai University of Finance and Economics);
  • Китайско-европейская международная школа бизнеса (CEIBS);
  • Наньянский технологический университет (NTU, Сингапур);
  • Индийский институт менеджмента в Бангалоре (IIM Bangalore);
  • Индийская школа бизнеса (ISB);
  • Школа бизнеса Ли Конг Чиан Сингапурского университета менеджмента (SMU Lee Kong Chian School of Business);
  • Бизнес-школа Китайского университета Гонконга (CUHK);
  • Университет Фудань (Fudan University);
  • Национальный университет Сингапура (NUS).

При этом, как отмечает Александр Ким, в рейтинг Financial Times азиатских школ гораздо меньше, чем учебных заведений из других регионов, в основном американских и европейских. По его мнению, скромная представленность азиатских школ в международных рейтингах вовсе не свидетельствует о невысоком качестве образования в этих заведениях. Они не очень хорошо известны на глобальной арене из-за того, что нацелены прежде всего на внутренний рынок. Также не стоит забывать, что управленческое образование — относительно новое для Азии явление. Автором первой программы MBA в регионе называют Институт управления бизнесом в Университете Карачи (Пакистан). Ее запуск состоялся в 1955 году. Точно определить, какая бизнес-школа была первой в Азии, довольно сложно. Но известно, например, что на материковой части Китая первой открылась CEIBS — это произошло в 1994 году.

Азиатский подход к ведению бизнеса кардинально отличается от привычного нам европейского или американского. Поэтому естественно, что у бизнес-школ региона своя специфика.

Во-первых, они часто включают в учебные планы дисциплины на стыке бизнеса и гуманитарных наук.

Во-вторых, программ по социальному предпринимательству и устойчивому развитию в азиатских школах управления заметно меньше, чем в западных. Это тоже местная особенность: азиатские учебные заведения только начинают развивать повестку ESG.

В-третьих, как уже отмечалось, азиатские школы во многом ориентированы на локальный спрос. Программы на английском языке встречаются в них значительно реже, чем в европейских учебных заведениях.

В-четвертых, в отличие от западных школ, азиатские редко выделяют лидерский трек в отдельный компонент программы. В последние годы, однако, ситуация меняется: ведущие управленческие школы региона разворачиваются в сторону лидерских дисциплин. Наряду с фокусом на изучение цифровизации и искусственного интеллекта в портфелях открытых программ появляются отдельные курсы по развитию лидерства для топ-менеджеров — со своей проработанной методологией и дизайном.

Каким бы непривычным ни казался нам азиатский подход к бизнес-образованию, Запад видит его сильные стороны и признает достижения. В ноябре 2023 года премию Thinkers 50 — «Оскар» в управленческом образовании — получил президент корпорации Haier Чжан Жуйминь. Его отметили как создателя инновационной бизнес-модели, сочетающей в себе суть традиционной китайской культуры с современными западными концепциями ведения бизнеса.

Как подчеркивает Александр Ким, у азиатских школ есть региональная специфика, и слушателям стоит учитывать это при выборе учебного заведения. В то же время школам из других регионов, в частности российским, имеет смысл присматриваться к опыту азиатских коллег, изучать их программы и перенимать некоторые черты. Особенно это актуально в свете разворота отечественного бизнеса на Восток.

Подробнее – в материале по ссылке.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie