01 июня 2023
Статья

Новые практики в корпоративном обучении: как растить кадры для меняющегося рынка

Как создать для подрастающего поколения пространство экспериментов и выбора, дать им возможность получить практический опыт, приближенный к современному и будущему рынку труда? Эти и другие вопросы обсудили участники конференции #ВДЕЛЕ, организованной СКОЛКОВО и Комитетом по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профориентации РСПП.
Новые практики в корпоративном обучении: как растить кадры для меняющегося рынка

Образование не решает задач, которые ставит перед ним современная экономика – по данным Минобрнауки, 91% работодателей отмечали недостаток практических навыков у вчерашних выпускников, а более 40% российских студентов считали обучение в вузе оторванным от требований рынка труда. Эта проблема становится особо актуальной в условиях внешних вызовов и быстрых изменений под влиянием технологического прогресса и цифровизации многих отраслей. Требования, предъявляемые работодателями к сотрудникам, постоянно меняются. Чтобы идти в ногу со временем и быть востребованными на рынке труда, учащимся на всех уровнях важно знакомиться с многообразным миром профессий, на практике узнавать, как устроены разные отрасли и какие знания и навыки требуются для эффективной работы в них.

«Подружить»‎ два рынка — образовательный и труда — призван практико-ориентированный подход к обучению. Он подразумевает взаимодействие государства в лице образовательных учреждений и бизнеса и создает условия для развития профессиональной компетентности специалиста, способного стать конкурентоспособным на рынке труда и реализоваться в карьере.

В ходе дискуссии представители разных секторов экономики вместе с модератором, директором Центра трансформации образования Ольгой Назайкинской, обсудили, как организации с долгосрочными кадровыми стратегиями решают проблему дефицита квалифицированных кадров в своих отраслях и какие форматы взаимодействия с учебными заведениями с акцентом на практику реализуют.

Синергия бизнеса и образования: опыт российских компаний

«Роскосмос»: растить инженеров со школьной скамьи

Госкорпорация «Роскосмос» проводит работу с будущими кадрами отрасли на всех уровнях: школьники, студенты, молодые специалисты и ученые. В 130 школах по всей России действует проект «Космический класс», направленный на формирование у подрастающего поколения представления об инженерно-технической деятельности. Школьники осваивают практические навыки по конструированию и моделированию, изучают дисциплины в привязке к ракетно-космической отрасли и специализированные предметы: навигация, геоинформатика, материаловедение, инженерия космических систем и другие. Ребята с экскурсиями посещают космические музеи и ключевые предприятия отрасли.

Партнерство с вузами и погружение студентов в теорию и практику индустрии строится в рамках научно-образовательного консорциума «Созвездие Роскосмоса», объединившего профильные университеты по всей России. А развитие молодых инженеров и ученых внутри корпорации поощряется с помощью различных образовательных и соревновательных практик — тематические воркшопы, стратегические сессии и корпоративные чемпионаты.

Дмитрий Шишкин, директор Административного департамента ГК «Роскосмос», отмечает: «За кадры сегодня конкурируют компании из разных отраслей. При всем желании мы не можем закрепить будущего специалиста в рамках одной траектории профессионального развития. Поэтому работодателю важно начинать взаимодействие с учащимся как можно раньше и быть привлекательным для него на всех этапах его жизненного цикла, строить с ним партнерские отношения и поддерживать его развитие».

«СИБУР Холдинг»: стажировки для преподавателей и изменение образовательных программ

Газоперерабатывающая и нефтехимическая компания «СИБУР Холдинг» участвует как в подготовке молодых мотивированных специалистов в колледжах и вузах, способных за короткий срок войти в профессию, так и в изменении профессиональных стандартов и образовательных программ, стараясь максимально адаптировать их под практические задачи отрасли. Компания активно работает с преподавателями университетов, организует для них профильные стажировки на нефтехимических предприятиях, знакомит с экспертами, которые рассказывают, как устроено производство и какие современные решения на нем применяются.

SPLAT: интеграция науки и бизнеса, поддержка предпринимательства

SPLAT создает образовательные программы и проекты, направленные на интеграцию фундаментальных наук — химии, физики, и бизнес-решений. Сотрудничество с образовательными учреждениями и будущими кадрами осуществляется по трем направлениям. Первое — хакатоны и инкубаторы для молодых ученых, где SPLAT выступает заказчиком и помогает довести разработки участников до конечного потребителя. Второе — системная работа с вузами, проведение различных деловых игр и бизнес-симуляций, где студенты решают реальные бизнес-кейсы, разрабатывают продукты, пробуют себя в роли предпринимателей. Третье направление – это образовательные программы. Вместе с Высшей Школой Бизнеса МГУ SPLAT запустила курсы для молодых предпринимателей. 

Анастасия Нидзий, бренд-директор, продюсер и лидер образовательных программ для предпринимателей SPLAT подчеркивает, что достигать желаемого результата позволяет именно синергия фундаментального знания от образовательных площадок и бизнес-практики.

«Мы играем в долгую и являемся стратегическими партнерами как для вузов, так и для учащихся — инноваторов и стартаперов, будь то проект по решению конкретной задачи или долгая образовательная программа. В результате мы не просто обучаем ребят, но приглашаем лучших из них к себе и обеспечиваем необходимыми ресурсами для внедрения бизнес-проекта, разработанного в ходе обучения», – рассказывает Анастасия.

ОАК: удержать кадры в регионах

Директор по персоналу Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК) Любава Шепелева подчеркнула, что основная цель сотрудничества с вузом — получение необходимого количества квалифицированных кадров для предприятий корпорации. Деятельность ОАК сфокусирована на регионах, где компания создает профильные программы с ведущими университетами, оснащает колледжи современным оборудованием, учит работать с техникой и организует учащимся экскурсии на производство. Для повышения числа заинтересованных в профильном образовании школьников лучшим из них выдается сертификат на целевое обучение в МАИ.

«Наша компания способствует развитию образовательной базы учебного заведения, дорабатывает программы и навыки преподавателей, а колледж или вуз идет навстречу и подстраивает учебный процесс. Так мы получаем необходимые кадры, а образовательная организация — новые проекты для лабораторных и выпускных квалификационных работ, новые знания», — рассказывает директор по персоналу ОАК.

VK: растить кадры для ИТ-индустрии

Компания VK ставит перед собой амбициозную задачу готовить квалифицированные кадры не только для своей компании, но и для ИТ-индустрии в целом. На счету компании успешный опыт реализации интенсивной двухлетней образовательной программы с МГТУ им. Баумана, выпускники которой востребованы во всех компаниях отрасли. Впоследствии VK масштабировала опыт на другие вузы и сейчас взаимодействует с 25+ партнерами. Большое внимание в компании уделяется работе с олимпиадами и их финалистами, яркими талантами, которые впоследствии смогут сделать свой выбор в пользу партнерских вузов компании.

Компания сегодня активно развивает креативное направление: «VK взаимодействует с Гнесинкой и рядом творческих вузов. Это абсолютно уникальные ребята с другим типом мышления. Работа с ними крайне интересна для нас, как экспертов, ведь мы не просто выступаем партнером вуза, но часто отвечаем и за методологию. И здесь бизнесу очень важно работать в тандеме с университетом, слушать и слышать друг друга», — рассказала Анна Степанова, директор по образовательным проектам и взаимодействию с вузами VK. 

Фонд «Сколково»: популяризация стартап-культуры и исследований

Фонд «Сколково» популяризирует стартап-культуру для «начинающих взрослых» — подростков 12-16 лет — и вовлекает их в инновационную исследовательскую профессиональную среду, выступая продюсером различных образовательных форматов: акселераторы и хакатоны, конкурсы и преакселерационные программы. Директор департамента социальной и образовательной политики Фонда Татьяна Низяева рассказала о возможностях для молодежи:

«В фонде «Сколково» мы активно используем формат проектной работы, с помощью которой знакомим ребят с отраслью, помогаем им проявить интерес к конкретному направлению, понять, есть ли интерес развиваться в нем, и предложить свое решение актуальной бизнес-задачи. Благодаря инфраструктурным возможностям инновационного центра юных специалистов на всех этапах работы сопровождают менторы из числа наших экспертов. Они помогают участникам дорабатывают проекты, проводят индивидуальные занятия, дают конструктивную обратную связь. Ценность такого тандема стартапа и начинающих взрослых – в преемственности, ведь сегодня это учебный проект, а завтра – стартап-резидент Сколково».

Альфа-Банк: soft-скиллы для школьной программы

Альфа-Банк адаптирует собственные методики обучения и внедряет их в образовательные программы на разных уровнях. Директор Академии «Альфа-Банка» Мария Михайлюк отмечает, что банк обогащает школьные программы soft-скиллами. «Также мы работаем с вузами и для каждой образовательной организации выбираем свой формат работы. Где-то читаем лекции, где-то проводим проектные работы или стажировки, магистерские программы. Также в банке существуют различные образовательные инициативы для детей сотрудников и для людей разных возрастов и профессий, желающих сменить сферу деятельности», — добавляет Михайлюк.

***

Дискуссия показала, что активное участие в подготовке мотивированных специалистов, способных решать актуальные задачи различных отраслей и развивать современную экономику, является общим местом организаций, для которых бизнес в России — игра в долгую.

Сокращая разрыв между школами, университетами и реальным бизнесом, корпоративные практико-ориентированные программы обеспечивают учащимся прямой выход на рынок труда и предоставляют конкретные навыки и знания, необходимые для успешной работы в выбранной области.

Эффективность такой образовательной модели зависит от того, будет ли она иметь системный характер и масштабироваться на всю страну за счет вовлечения все большего количества заинтересованных сторон из числа образовательных институтов и представителей бизнес-сообщества.

***

Со всеми материалами и фоторепортажами по итогам конференции можно ознакомиться по ссылке.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie