28 февраля 2020
Статья

Книжная полка: Инвестируя в искусство

Главный менеджер библиотеки бизнес-школы СКОЛКОВО Хелен Эдвардс подготовила обзор литературы, посвященной инвестициям в предметы искусства.
Книжная полка: Инвестируя в искусство
Источник: Фотобанк "Freerange Stock"

«„Проголодавшийся“ художник съел банан с произведения искусства стоимостью $120 000». В конце прошлого года британская газета The Guardian вышла с таким заголовком. Статья рассказывает о нашумевшей истории с недавно проданной работой итальянского художника Маурицио Кателлана. Работа экспонировалась на художественной ярмарке Art Basel в Майами, когда 7 декабря 2019 года банан, бывший ее частью, съел Дэвид Датуна, художник-акционист из Нью-Йорка. К счастью, хоть работа и потеряла свой центральный элемент, она не утратила своей ценности: по словам галериста Эммануэля Перротена, «искусство не только про объекты, но и про то, как объекты движутся в этом мире». Вскоре на месте съеденного появился новый банан.

Знаменитый в позапрошлом веке торговец произведениями искусства сказал: если нечто бесценно, то любая цена для этого дешева. Этот субъективный подход в наибольшей мере находит свое отражение на рынке искусства. Майкл Шнеерсон написал книгу «Бум: Шальные деньги, выдающиеся торговцы и подъем современного искусства», которую включили в лонг-лист премии FT McKinsey Business Book of the Year 2019. В ней автор рассматривает, как «рынок современного искусства, неуверенно делавший первые шаги в 1940-е, к сегодняшнему дню превратился в непредсказуемый, но вместе с тем глобальный финансовый аттракцион, позволяющий сколотить или потерять огромные состояния. При этом он подвержен регуляции гораздо меньше иных рынков». В книге рассказывают о том, как небольшая группа арт-дилеров выстраивала отношения с выдающимися художниками XX века, включая Джексона Поллока, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Виллема де Кунинга, Джаспера Джонса, Сая Твомбли и Роберта Раушенберга, и покупателями их творений. Как они создавали первые галереи в Нью-Йорке. Как эти дилеры развивали первичный и вторичный рынки современного искусства, а вместе с ними и собственные бренды. Как с течением времени дилеры вышли на международный уровень, создавая галереи в важных мировых центрах. И как на текущий момент в мире искусства доминируют четыре крупнейших дилера — Ларри Гагосян, Дэвид Цвирнер, Арне Глимчер и Иван Вирт.

В пятой части книги («Борьба за господство 2015–2019») говорится о текущих событиях мирового рынка искусства. Помимо дилеров и их галерей, Шнеерсон рассказывает о роли музеев и аукционных домов, а также об их отношениях с художниками. Значимость художественных ярмарок растет, и сейчас там можно найти все более крупные работы. Поистине «пространство стало мерилом престижа в современном искусстве. И это относится не только к художникам в студиях, где создаются предметы искусства, но и к дилерам, продающим эти предметы в гигантских галереях». Множатся и новые частные музеи, создаваемые богатыми спонсорами. Коллекционеры и дилеры любят предоставлять на время предметы искусства музеям — «это стало авторитетнейшим способом оценки творчества художника».

Выявление значимых творцов и формирование интереса к ним сейчас находится в фокусе внимания арт-дилеров. При этом речь идет как о еще неизвестных, так и о знаменитых художниках. «Том Воссельман, американец, творивший в стиле поп-арт, был идеальным примером того, как мега-дилеры находили неперворазрядных художников середины века и объявляли их звездами, которых не смогли рассмотреть в свое время. Почему так? Да потому что, как говорил критик Джерри Зальц, возможность предлагать крупных парней не бесконечна».

Роль искусства в жизни людей также меняется. Некоторые арт-дилеры недооценивают развлекательные аспекты своей деятельности и даже задаются вопросом, следует ли галереям вообще задумываться о том, чтобы иметь рестораны. В то же время много профессионалов от мира искусства все больше используют соцсети, в частности Инстаграм, «для построения бренда и как инструмент для привлечения покупателей в свои галереи». Селфи сегодня настолько популярны, что люди выстраиваются в очереди, чтобы сфотографироваться на фоне предмета искусства. Автор книги отмечает: «В какой-то степени миллениалы рассматривают селфи и побочный коммерческий продукт как замену искусства как такового». Об этом тренде можно узнать подробнее из видео портала Vox.

Хотя книга в основном фокусируется на современном искусстве, там также рассказывается история самой крупной сделки на этом рынке. В декабре 2017 года сильно отреставрированное и вызывающее много вопросов полотно Леонардо да Винчи «Спаситель Мира» было продано на аукционе Christie’s в Нью-Йорке неназванному покупателю за $450 000 000 долларов уже через девятнадцать минут после начала торгов. О деталях этой сделки можно почитать в статье «„Потерянный“ Леонардо» за авторством Дэвида Дженкинса.

В книге также приводится цитата Клэр Макэндрю из компании Arts Economics, занимающейся анализом экономики арт-рынка: «После пары расслабленных лет в конце 2017 года глобальный рынок искусства вырос на 12 %, достигнув $63,7 миллиарда Это довольно скромно по сравнению с двухтриллионным объемом глобального рынка медиа и развлечений. Но эта сумма сильно больше американского рынка книгопечатания с его $26,3 миллиарда». С результатами исследования Макэндрю за 2019 год можно ознакомиться в докладе The Art Basel and UBS Global Art Market Report 2019. Новые тенденции, рассматриваемые в этом исследовании, включают, например, рост значения Китая, который сегодня является третьим по величине рынком для товаров искусств после США и Великобритании. В 2018 году эти три рынка суммарно заняли 84 % мировых продаж в сегменте. Также там рассматривается то, что доля миллениалов среди покупателей люксовых товаров составляет 45 % с еще более высокими цифрами в Гонконге и Сингапуре. В отличие от бэбибумеров, 93 % молодых коллекционеров покупали предметы искусства в Сети. Этот доклад отмечает и то, что в 2018 году «на глобальном рынке искусства и антиквариата существовало 310 700 компаний, где работало практически три миллиона человек».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie