17 ноября 2015
Статья

Книжная полка: бизнес в Китае

Развитие экономики Китая привлекает к нему все больше внимания. Руководитель библиотеки бизнес-школы СКОЛКОВО Хелен Эдвардс подготовила для нас обзор некоторых публикаций последних лет, которые призваны помочь предпринимателю лучше понять Китай и его бизнес-культуру.
Книжная полка: бизнес в Китае
Источник: Фотобанк Unsplash

Книга Генри Полсона Dealing with China: an Insider Unmasks the New Economic Superpower («Работа с Китаем: инсайдер приоткрывает завесу над новой экономической сверхдержавой») — восьмая в списке книг, выбранных Марком Цукербергом для своего книжного клуба. В ней предлагается несколько непривычный взгляд на то, как иностранным, в особенности американским, бизнесменам следует работать с китайскими партнерами.

Полсон — бизнесмен, а не ученый; в книге он делится ценными сведениями о бизнес-климате Китая и рекомендациями по ведению бизнеса в этой стране. Он описывает собственный опыт работы в должности исполнительного директора Goldman Sachs и на посту министра финансов США, а также свою роль в открытии Китая для частного предпринимательства и в создании стратегического и экономического диалога между Китаем и США. В книге рассматриваются следующие вопросы:

  1. Как Китаю удалось превратиться в сверхдержаву за такой короткий срок?
  2. Что на самом деле представляет собой бизнес в Китае?
  3. Каким образом западные бизнес-лидеры и политики могут работать, конкурировать с Китаем и получать прибыль?

Особый интерес представляют личные истории успехов и разочарований Полсона, его яркие изложения закулисных переговоров и описания китайской деловой и политической элиты. Подытоживая рассказ о неудачной попытке инвестировать в проект, связанный с электроэнергией, Полсон пишет: «Мы извлекли важный урок: в системе, где без общего согласия не делается ничего, не имеет значения, сколько чиновников одобрили сделку, — чтобы она не состоялась, достаточно одного несогласного, занимающего важную позицию». Рассказывая о том, как тщательно китайцы готовятся к встречам, Полсон отмечает: «Не могу припомнить ни одного китайского руководителя или государственного деятеля любого уровня, который бы пришел на встречу неподготовленным… Из-за подобного внимания к подготовке и стремления к единодушию, китайцы менее эффективно реагируют на внезапные изменения и необходимость принимать решения на ходу». Полсону также выпала уникальная возможность поработать с высокопоставленными лицами Китая, включая председателя КНР Си Цзиньпина, узнать, как они ведут дела, и оценить их отношение к целому ряду вопросов — от окружающей среды до свободы самовыражения и цензуры.

Книга The One Hour China Book («Китай за час»), на прочтение которой уходит не более часа, написана профессорами Пекинского университета Джеффри Тоусоном и Джонатаном Вотцелем. Она представляет собой обзор «шести ключевых тенденций, формирующих большую часть отраслей и обуславливающих влияние Китая на остальной мир». Что это за тенденции?

Урбанизация. За последние 30 лет 300 миллионов китайцев переселились из деревень в города, и, по оценкам консультантов из McKinsey, еще 350 миллионов собираются сделать то же самое. Численность городского населения Китая равна миллиарду; на момент написания книги (2013 год) в 160 китайских городах численность населения составляла свыше 1 миллиона человек, а в 14 городах-гигантах — свыше 5 миллионов. Такой уровень урбанизации оказывает колоссальное влияние на жилищную отрасль, инфраструктуру и особенно водоснабжение.

Огромные масштабы производства. Китай переходит от низкотехнологичной сборки к высокотехнологичному производству. Однако в каждом из случаев ключом к успеху является низкая стоимость. Здесь зачастую побеждает «выживший» — компания, ресурсы которой позволили превзойти конкурентов и одержать победу в городах второго и третьего уровней.

Рост потребительского спроса. Китай предоставляет множество возможностей извлечь прибыль из потребительских привычек, например из возросшего желания питаться мясом (свининой и курятиной). Больше всего китайских потребителей волнует соотношение цены и качества.

Деньги, много денег. Финансовая сфера Китая находится преимущественно под контролем четырех государственных банков, предоставляющих кредиты государственным предприятиям и правительственным организациям. Однако с ростом теневого банковского сектора изменяется уровень стабильности региона.

Научные кадры. Китай обладает весьма необычной для делового мира способностью в кратчайшие сроки мобилизовать огромное количество кадров. Например, компания Foxconn за считанные дни собрала тысячи инженеров для разработки высококачественных экранов для iPhone. Стратегия доступных инноваций стала первым достижением научных кадров Китая — сегодня они, имея за плечами первоклассное техническое образование, вступают в сферу НИОКР.

Китайский Интернет. Он появился почти мгновенно, когда китайские потребители получили виртуальный доступ к продуктам и услугам, о которых прежде не подозревали. Китайцы обожают проводить время в сети (рискуя стать интернет-зависимыми), и сарафанное радио работает очень эффективно.

В книге описываются истории успеха Китая в каждой из этих областей. Заканчивается издание своеобразным предупреждением — не стоит конкурировать с китайцами в двух сферах: в ресторанном бизнесе и Интернете.

Несколько крупных управленческих консалтинговых компаний регулярно публикуют новые исследования о ведении бизнеса в Китае. Недавно опубликованное исследование BCG включает статьи China’s Digital Healthcare Revolution («Китайская цифровая революция в сфере здравоохранения») и M&A in China: Getting Deals Done and Making them Work («Слияние и поглощение в Китае: как заключить сделку и обеспечить ее успех»). McKinsey & Company регулярно публикует статьи, посвященные Китаю, в том числе A Pocket Guide to Doing Business in China («Карманное руководство по ведению бизнеса в Китае») и последние сведения от авторов The One Hour China Book о китайских потребителях. Несмотря на недавнее сокращение затрат, ожидается ежегодный 5 % рост расходов на товары первой необходимости, 6—7 % рост на товары второй необходимости и более чем 7 % рост на необязательные покупки. KPMG в последнее время занималась, помимо прочего, освещением китайского банковского сектора и потребительских расходов на предметы роскоши в Интернете.

Ознакомиться с западным взглядом на торговую политику Китая можно, обратившись к недавним публикациям Financial Times о большой игре Китая, где описываются масштабные планы страны по созданию нового «Шелкового пути».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie