08 декабря 2023
Статья

Клиповое мышление как основа для быстрого принятия верных решений

Какие возможности открывает нам клиповое мышление, почему решение, принятое за 8 секунд, может оказаться правильным, как мозг сопротивляется потоку информации и как вынудить его работать – об этом в подкасте «Про Большой город» рассказала Ксения Трифонова, директор по коммуникациям Школы управления СКОЛКОВО.
Клиповое мышление как основа для быстрого принятия верных решений

Клиповое мышление – не изобретение последнего времени. Его ввел выдающийся социолог Элвин Тоффер. Было это в 70-е годы прошлого века, когда о «Тик-Токе» еще никто не помышлял, а высшим достижением массовых коммуникаций было телевидение. Но на само явление еще до Тоффлера обратил внимание другой философ – Маршалл Маклюэн. Он первым начал исследовать воздействие электронных средств коммуникаций на человека и общество. И это он ввел термин «глобальная деревня».

О чем речь? Человек где-то слышит обрывочную информацию, и из этих вспышек, фрагментов составляет свою картину мира. Так же, как в Средневековье, – люди, приехав из одной деревни в другую, составляли представление о происходящем из сплетен, слухов, новостей и того, что они увидели сами.

В России этой темой занимался философ Федор Гиренок. В одной из своих работ он пишет о том, что клиповое мышление уводит от линейной последовательности знаков и такого же линейного их понимания к иному восприятию мира. Это что-то в виде мозаики, такое разорванное сознание. Важное отличие этого сознания – оно шоковое. Мы реагируем на шоковые новости, шоковые события, яркие вспышки. Имея дело с линейной последовательностью, мы не можем перескочить, что-то пропустить. В клиповом мире мы периодически обращаем внимание на разные его части, и каждая из этих частей начинает бороться за наше внимание. И по этому принципу работают все и рекламные, и информационные кампании. Потому что, если новость не будоражит, или, как сейчас говорят, не цепляет, то она уже и не новость.

Бешеный поток событий и информации о них привел к очевидному результату - мозг защищается, как может. Он блокирует информацию, он считает ее неважной, быстро забывает. Именно поэтому, чтобы сегодня донести что-то до человека, сообщение нужно «упаковать» во множество разнообразных форматов (письмо, карточки, мультик, подкаст и т.д.) в надежде, что хоть один из форматов и прорвется к адресату. Но и мозг времени даром не терял и создал своего рода «пузыри», в которые не проникает ничего лишнее. Только то, что нас лично как-то интересует. И это тоже одно из проявлений клипового мышления. По сути, такой «информационный пузырь» существует вокруг каждого из нас, он составлен из маленьких кусочков информации, которые хорошо усваиваются и которые цепляют именно нас.

«Информационные пузыри» создает сам человек - где-то он что-то лайкнул, на что-то подписался, чем-то заинтересовался, с кем-то пообщался. Благодаря технологиям алгоритмы считывают действия человека и - ап! Весь дальнейший контент в сети уже адаптирован к интересам этого человека.

Считать ли клиповое мышление особенностью юного поколения? Исследователи считают, что сам тип такого сознания появился чуть ли не в средние века, а технический прогресс, что называется, выпустил джина из бутылки.

Так, считается, что молодые люди принимают решение стремительно, чуть ли не за восемь секунд. Что совершенно не вяжется с существующей теорией принятия решений. В основе этой теории – глубокая убежденность, что для того, чтобы сделать верный выбор, необходимо собрать как можно больше информации. Но, во-первых, это количество информации всегда индивидуально, а, во-вторых, очень многое зависит от контекста. Некоторые решения принимаются годами, и все равно оказываются неправильными.

Клиповое мышление дает другие возможности. Информационная вспышка справа, затем вспышка слева, мгновенное переключение сознания, быстрый анализ двух, с первого взгляда не очень связанных явлений, развивает креативность и дает результат. Что еще раз подтверждает: качество решения зависит не от времени, которое посвящено его принятию, а от кругозора человека.

Полная запись подкаста – по ссылке.

***

Статью подготовила Ирина Кедровская

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie