27 августа 2021
Статья

Кем станут пионеры СDO, когда «вырастут»?

Вопрос цифровой трансформации в минувшем году для многих компаний встал особенно остро. Потому со стороны бизнеса появился запрос на людей, которые могли бы внедрить цифровые технологии в работу компаний. В целом цифровизация — уже не новое явление, но кадров в этой области пока все же немного. Компания Egon Zehnder провела исследование на эту тему среди директоров по цифровым технологиям. Результаты его были представлены в рамках дискуссии «CDTO в России: поколение № 1» в бизнес-школе СКОЛКОВО.
Кем станут пионеры СDO, когда «вырастут»?
Источник: Markus Spiske on Unsplash

Кто такой CDO и что он делает?

Основными задачами директора по цифровым технологиям CDO/CDTO (Chief Digital Technology Officer), или, как его еще могут называть, CIO (директор по IT), являются:

  • коммерциализация и цифровая монетизация (что отметили 37 % респондентов);
  • развитие долгосрочной продуктивной стратегии и инновации (29 %);
  • улучшение операционной эффективности и автоматизации (29 %).

В России эту должность занимают в основном мужчины в возрасте от тридцати пяти до сорока пяти лет (моложе, чем на Западе). В подчинении у CDO обычно находится коллектив в десять–пятьдесят человек, но около 10 % респондентов также сказали, что управляют командой в сто–пятьсот человек. Рынок CDO пока трудно назвать зрелым, хотя формирование идет не первый год, отсюда и появляется разброс в численности команд, обязанностях и целях, которые ставит перед CDO компания. Но что уже можно сказать точно, так это то, что роль CDO заключается не столько в технической экспертизе, сколько в лидерстве и принятии решений.

Зарплата на позиции директора по цифровым технологиям тоже варьируется и зависит от размеров и амбиций компании. На Западе она в среднем составляет от 180 000 до 250 000 евро. Если это глобальный CDTO в крупной компании, то его зарплата может варьироваться от полутора до трех миллионов долларов. В России этот показатель составляет от 700 000 до 1 000 000 рублей для средних и крупных компаний.

Ожидания от позиции CDO и реальность, с которой пришлось столкнуться

Больше половины опрошенных директоров сказали, что являются первыми, кто занимает эту позицию в своей компании. Из них две трети были назначены на эту роль извне, то есть прежде не занимали никаких должностей конкретно в этой фирме. Остальным же удалось дорасти до CDO в рамках своего предприятия. По сути, те, кто сейчас работают директорами по цифровым технологиями, являются первопроходцами в этой сфере. Вероятно, с этим и связано то разнообразие задач, которые приходится решать CDO.

Только для 39 % респондентов позиция CDO оказалась такой, как они и ожидали. Но, несмотря на это и на те трудности, с которыми пришлось столкнуться, 87 % CDO согласились бы занять эту позицию снова, а 72 % полагают, что будут оставаться в этой роли через год.

Операционная деятельность или формирование культуры?

Многие из директоров отметили, что цифровую трансформацию проще реализовать в компании, которая готова внедрять инновации. Правда, готова к этому лишь треть. Из-за этого перед CDO встает задача не только ввести цифровые технологии в привычный рабочий уклад, но и сформировать определенные убеждения у коллег. Около 70 % опрошенных директоров сказали, что разрушить внутренние барьеры и стать лидером цифровой стратегии оказалось гораздо сложнее, чем представлялось изначально. 

Хотя в России изменение культуры не кажется для CDO очень большой проблемой, и зачастую решается она не в первую очередь. Более половины директоров уделяют больше времени операционной деятельности, и лишь 13 % респондентов стараются балансировать между евангелизацией и непосредственным внедрением инноваций. На Западе ситуация принципиально другая: там 54 % CDO стараются посвятить больше времени формированию новой культуры, а треть распределяют время между этими двумя задачами поровну.

В силу новизны позиции пока трудно оценить, какой из подходов более эффективный. Но со стороны исполнителя CDO отметили, что для успеха в осуществлении цифровой трансформации им нужны поддержка и доверие со стороны совета директоров или гендиректора, а также свобода принятия решений.

Карьерные перспективы

Допустим, несмотря на все преграды переход к цифровизации внутри компании все же состоялся, команда сформирована и цифровые технологии плотно вошли в жизнь компании. Встает вопрос о том, какие следующие карьерные высоты может взять CDO. Большая часть директоров отметила, что рассмотрела бы ту же позицию директора по цифровым технологиям, но в другой компании или стартапе.

В роли главы компании себя видят лишь 18 % респондентов, хотя сложно сказать почему. Позиция CDO вполне могла бы стать одним из шагов на пути к тому, чтобы возглавить компанию. Или же роль директора по цифровым технологиям может слиться с CIO, не зря же среди CDO много выходцев из сферы IT. Не исключено и то, что директор по цифровым технологиям будет развиваться в ключе управления всей стратегией и инновациями.

Без ответа пока остаются и вопросы о том, будут ли компании взращивать CDO внутри своих коллективов или предпочтут искать людей на рынке, но если и так, то какие компетенции будут более привлекательными? Этот вопрос пока тоже остается загадкой.

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Московской школы управления СКОЛКОВО и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом и согласны с нашими условиями обработки и хранения персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера или отказаться от пользования сайтом при несогласии с условиями сбора и использования cookies. Для чего нужны файлы cookies: для корректной работы регистрационных форм и отображения информации на сайте.