25 января 2022
Статья

Как выбрать страну для выхода на мировые рынки?

Китай, ОАЭ и Швейцария могут стать стартовой площадкой для выхода на азиатский, исламский и европейский рынки. Какой регион выбрать? Какие особенности культуры и законодательства нужно учесть? Где лучшие условия для развития? О специфике работы в точках роста Евразии рассказывает Олег Ремыга, руководитель направления Китай Школы управления СКОЛКОВО.
Как выбрать страну для выхода на мировые рынки?
Источник: Christine Roy at Unsplash

Китай — выход на крупный рынок

Причина, по которой нужно выходить на китайский рынок, — это размер. Китайская экономика — вторая в мире по обменному курсу валют и первая по паритету покупательской способности. В стране самое многочисленное население в мире, а платежеспособный средний класс превышает 450 миллионов человек. Это всегда интересно экспортерам, производителям товаров и услуг.

Специфика рынка:

  • Высокая конкуренция. В Китае каждый день появляются 10 тысяч новых компаний. Если есть продукт, ниша, то вскоре на рынке появится аналогичный товар.
  • Большой потенциальный спрос. Рынок большой и абсорбирует в себя практически любой товар при правильном позиционировании. Здесь много богатых клиентов, high-net-worth individual: более 1 миллиона долларовых миллионеров и более 300 тысяч миллиардеров. А значит, есть потребность в люксовых товарах. И в то же время есть большая зона для экспорта чистых, качественных, но недорогих продуктов.
  • Культурная специфика в плане вкусовых предпочтений. У китайских потребителей не вызывает удивление мороженое со вкусом перца чили или деликатес в виде куриных лапок. 
  • Работа с клиентами. Донесение ценностного предложения до китайского клиента отличается от аналогичных кейсов в Европе, России и США. В Китае более важное значение имеют цифровые каналы, медиа и маркетплейсы. Очень развито продвижение через лидеров общественного мнения и блогеров, которые в режиме онлайн показывают товар или рассказывают об услуге.

Условия для иностранного бизнеса. Китай фокусируется на малом и среднем бизнесе (МСБ). Благодаря развитой инфраструктуре электронной коммерции и трансграничной торговле даже некрупный бизнес относительно легко дотягивается до китайского рынка. Крупным компаниям также интересно работать в Китае, но тяжелее: приходится учитывать еще и политические факторы, приоритеты коммунистической партии Китая.

Нередко звучит точка зрения о том, что сейчас технологические стартапы удобнее запускать в Китае, чем в Кремниевой долине. Действительно, рынок венчурного капитала по объему и соответствующей инфраструктуре не уступает американскому, а во многих технологических сферах, таких как искусственный интеллект, Китай уже лидирует. Китайские национальные стратегии «Сделано в Китае-2025» и «Интернет плюс» как раз направлены на развитие страны в сфере инноваций.

В стране созданы отдельные структуры для поддержки инноваций: более 50 технопарков, которые открыты в том числе для иностранных инвесторов и стартапов. Можно зайти на эту площадку и получить доступ к инфраструктуре, бухгалтерские, юридические, HR-услуги, доступ к венчурному капиталу.

В Китае созданы 13 специальных экономических зон, где могут работать компании со 100 % иностранного капитала. Приоритетные отрасли: банковские услуги, финансовый сектор, услуги в сфере образования, инвестиционные компании, лизинг, транспорт, логистические компании, кадровые агентства, туристическая деятельность, телекоммуникационные услуги. В специальных зонах работает отдельная инфраструктура для иностранных компаний. Здесь помогут найти капитал, нанять персонал и так далее. 

Зеленая повестка. В Северной Америке и Европе тема ESG приобретает стержневой характер. В Китае также принята программа декарбонизации экономики до 2060 года, но при этом фактор экологии не является приоритетным. Экономика страны все еще базируется на угле и нефти, а переход к «зеленым» источникам энергии связан с большими экономическими потерями. Из-за общемирового экономического кризиса форсированный энергопереход в стране откладывается. 

ОАЭ — окно в арабский мир

Специфика рынка. Экономика ОАЭ на втором месте по размеру в арабском мире. ОАЭ могут быть отличной площадкой для доступа к растущей исламской экономике. Здесь находится Дубай — глобальный финансовый экономический центр и офшорные зоны арабского мира.

Здесь концентрируются high-net-worth individuals — компании и частные лица с крупными капиталами. Рынок узкий и будет интересен бизнесу, который предоставляет услуги в сфере недвижимости, туризма, управления капиталом для богатых клиентов. Для МСБ, который экспортирует простые товары, это не лучшая точка расширения глобальных операций.

Несмотря на тренд на глобализацию, который особенно ярко проявляется в Дубае, нужно учитывать культурный фактор. Это мусульманская страна, здесь иное отношение к женщинам, к финансам.

Условия для иностранного бизнеса. В Объединенных Арабских Эмиратах созданы 40 специальных экономических зон, где можно образовывать компании со 100 % иностранным капиталом. В каждой работают свои законы, для некоторых отраслей предусмотрен нулевой корпоративный налог на 50 лет. Иностранным компаниям, которые хотят вести экономическую деятельность вне этих зон, нужно нанять гражданина ОАЭ на должность гендиректора и продать 50 % акций также гражданину ОАЭ.

Зеленая повестка. Фактор ESG является важным, но не приоритетным. Здесь развивающаяся экономика, и пока что скорость роста важнее качества. Тем не менее в стране осознают необходимость энергоперехода. Стартапы, которые ориентированы на развитие альтернативных источников энергии, получают поддержку со стороны государственного и частного капиталов. 

Швейцария — выход в Европу

Специфика рынка. Компании из Швейцарии легче выйти на рынок ЕС. ВВП на душу населения — один из самых высоких в мире. Страна лидирует по уровню технологического развития. Здесь стабильная валюта, есть инфраструктура, доступ к производственным мощностям и транспорту. Ключевой негативный фактор — рынок узкий, а ценник на вход высокий.

У Швейцарии больше сходства с ОАЭ и Дубаем, чем с Китаем. Здесь также сконцентрированы high-net-worth individuals, и востребованы компании, которые предоставляют услуги по управлению и инвестированию капитала. Этот рынок более привлекателен для крупных компаний, чем для МСБ.

Условия для иностранного бизнеса. Процесс регистрации бизнеса в Швейцарии быстрый, простой и прозрачный, занимает 2-3 недели. Существует только две юридические формы — аналоги российских АО и ООО. Важно учитывать, что Швейцария состоит из 26 кантонов, каждый из которых имеет собственные законодательство, налоговый режим и список приоритетных отраслей. Даже налог на корпоративную прибыль может варьироваться от 1,5 до 10 %.

Какие-то кантоны фокусируются на инновационном развитии, другие — на финансовом секторе. Поэтому важно изучить законы, прежде чем запускать бизнес. Приоритетные отрасли развития в Швейцарии: финансовый сектор, гостиничный бизнес, фарминдустрия. Также востребованы люксовые товары и услуги по управлению капиталом.

Еще стоит отметить, что Швейцария является не только финансовым центром, но и центром торговли сырьевыми сельскохозяйственными товарами. Здесь находятся ключевые биржи коммодити. Если бизнес связан с этой сферой, то стоит обратить внимание на эту страну.

Зеленая повестка. В Швейцарии, как и в Европе, фактор «зеленой» экономики является ключевым. Стартапы и компании, которые работают в сфере «зеленых» технологий и фокусируются на принципах ESG, получают приоритетное внимание и поддержку.

Как выбрать подходящую страну

  • Всегда нужно начинать с себя: какая культура ближе вам и вашей команде — Европы и Северной Америки, Азии или арабского мира? Насколько вы понимаете и принимаете ту или иную культуру? Вам предстоит работать с представителями выбранной культуры, вы будете получать от них деньги. А значит, партнеры в какой-то степени будут влиять на управление вашей компании.
  • Оцените перспективы для вашего бизнеса. Есть традиционные, но, может быть, вяло развивающиеся рынки Европы и Северной Америки, и есть стремительно растущие рынки Азии и арабского мира. Каким будет спрос у вашего продукта, услуги, какое будущее ждет стартап в конкретном регионе? Просматривайте тренды на конкретном рынке и пытайтесь понять, насколько локальные тренды соответствуют вашему продукту и услуге.

Пример. Выпускник СКОЛКОВО запустил проект babystep.tv — сайт с платными обучающими видео по воспитанию и уходу за детьми. Сначала проект заработал в Северной Америке, но его рост был очень ограниченным. А в Китае проект взлетел: нашелся инвестор со стороны крупнейшей цифровой платформы, за полгода открылись 3 офиса. На пике стартап оценивался в 150 миллионов долларов, потому что именно в этот период на китайском рынке был спрос на такие услуги и обучение маленьких детей.

  • Политический фактор. Стартапы вроде бы аполитичны, но, увы, политики в бизнесе становится все больше, поэтому задумайтесь: какая юрисдикция для вас выгоднее с точки зрения будущего роста и развития. Известны кейсы, когда российские компании специально регистрируются в Европе или арабских странах, чтобы избежать санкций.


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie